Четверг, 19.09.2024, 07:05
Мир Вашему Дому Гость | RSS
Orden Hrama T
Главная
Регистрация
Вход
Меню сайта

Категории раздела
Космология [5]
Статьи посвященные астрономии, космосу, происхождению Вселенной.
Атеизм и Религия. [0]
Статьи посвященные атеистическому мировоззрению.
Мифология [6]
Статьи написанные по мифологическим, околонаучным или оккультным источникам.
Археология [2]
Статьи по современной археологии, последние открытия и интересные находки.
История [5]
Статьи на историческую тему, освещают наиболее важные события произошедшие в истории человеческой цивилизации.

Поиск

Форма входа

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Космология

Философия - азы.

Общая терминология понятий

 

Философия  – (от греч. φιλεω – любовь, и σοφια – мудрость; букв. любовь к мудрости)  – форма социально-общественного сознания, которая формулирует обобщенный взгляд на существующую действительность и место человека в ней. Размышляет над отношением человеческого мышления (сознания) к бытию, рассматривая практическое, познавательное, этичное и эстетичное отношение человека к реальному миру. Основные направления в философии, вопросы об общей закономерности  мироздания, идеале человеческого сообщества (государства), вопрос бытия, смысл жизни (разума), привели к возникновению обширной философской терминологии. Развивавшейся и дополнявшийся со времен античности (VII ст. до н.э.), греческими, римскими, китайскими, европейскими, арабскими и пр. философами и философскими школами.

 

Термин – (от лат. terminus – конец, грань, граница) – 1) слово или словосочетание, что отображает специфическое понятие,  определенной ветви науки, философии, техники, искусства, общественной жизни и прочее. 2) в логике – необходимый компонент суждения (субъект и предикат) или силлогизма (большим Т. обозначают предикат заключения, меньшим Т. – субъект заключения, средним Т. – понятия которые являются составляющей частью оснований силлогизма, но не вошедших в заключение).

 

'''Философские термины''' - специфические понятия для обозначения идей, течений, догм, форм мышления и пр. в научной философии, описывают различные аспекты, эмпирического обобщения и теоретического анализа, возникших как следствие, при абстрагировании отдельных   понятий в   мышлении человека.

 

 Становление философии и ее терминологии

Философия возникла вследствие общественно-исторической необходимости развития познания, как становление научного мировоззрения. Основанием для первых работ древних античных философов послужили космологические мифы (см. космогония) и трактаты теологического характера египетских и греческих гностиков. Сформировавшись как определенная наука, она требовала введения специфических понятий к определенным философским категориям, при становлении первых школ.  Формирование сознательного, теоретического отношения к реальному миру, формировало и различные идеологии, в основе которых лежит определенное мировоззрение.

С развитием философии происходило становление ее проблем: отношение мышления к бытию, духовного к материальному (разума к природе); развивались учения о сущности, форме, законах познания и мышления (теория и логика).  Учение о бытие (онтология), об источниках и общей закономерности движения и развития явлений (диалектическая или метафизическая концепция развития), об общественной жизни и общих факторах и законах ее развития (социология), учение о моральном поведении (облике) человека (этика), о природе прекрасного (эстетика). Философия была призвана дать ответы на вопросы о цели и смысле жизни, как органической в целом, так и человеческой в частности. Разрабатывая пути к достижению этой цели, она сформировала теоретическую основу (базу) мотиваций, для проектирования системы общественных ценностей и идеалов.

Существенный вклад в развитие первых философских понятий, внесли древнегреческие философы, трактаты  Аристотеля, Платона, а также латинская логика  и философия, при существенном влиянии греческой философии на римскую культуру.  Много в этом направлении  сделали  переводчики, греческих  философских трактатов среди них Марк Теренций Варрон и Цицерон.  Ценны трактаты  Квинтилиана, Авла Геллия, а также  Апулея, который перевел  основополагающий трактат по логике. Но в целом основополагающие понятия в философии, написанные на латыни, прочно устанавливается только к V в., в сочинениях Марциана Капеллы и Боэция. В  "Истории философской терминологии" Рудольф Эйкен обращает внимание на  то,  что средневековая схоластика также существенно отобразилась в  дальнейшем формировании философской терминологии. Но тогда просто не было единой системы, каждый употреблял термины по своему усмотрению,  к примеру, Декарт выборочно пользовался схоластической терминологией, но при этом, смешивая выражения, которые схоластика тщательно разграничивала, также их употреблял в своих трудах Лейбниц. Попытки рационализировать философские понятия, придать им строгую математическую форму, увлекало рационалистов XVII в., над этим же размышлял и Лейбниц, в своем трактате «Characteristica universalis». Но  И. Кант в "Критике  чистого разума" развеял мечты рационалистов, показав что философия это не точная наука. Поскольку совершенная философская терминология сводилась бы к совершенной философской системе. Кстати  И. Кант ввел множество новых понятий в философии, как латинизированных так  и схоластических, но при этом придав им чисто субъективное значение. Современные философы, озаботившись критикой существующей философской терминологии, пытались придать терминам  точного значения при  словоупотреблении в философии. Они даже пытались создать искусственную систему знаков и символов взамен общеупотребительных философских слов (Рихард Авенариус в "Критике чистого опыта"), но эта попытка при всем своем остроумии так и не была признана удачной. Значительные усовершенствования в философскую терминологию всегда вносили только величайшие философы. Поэтому при всем своем желании, они не смогли существенно повлиять на терминологию, прогресс которой зависит от прогресса самой философии.

 

Теория философских догм

Для решения гуманитарных проблем, философия предполагает вырабатывать системы идей, которые выражают определенное отношение человека к социально-общественной и окружающей его действительности, этим самым обозначая совокупность исходных ориентиров, что обусловливают программу (догмы) социального поведения человека в обществе, и пути его развития в настоящей реальности, и его будущем.

 

Философия, наука и религия

Философские способы познания окружающего, в действительности ближе к научным, чем религиозным взглядам, но это не означает, что любая философская система является объективно истинной. Она может находится под влиянием мифологии, мистики, религии, политики, быть обозначенной субъективным сознанием ее авторов или сформироваться под влиянием окружающих факторов (особо насущных проблем) того времени.  От мифологических (табуированых) и религиозных (консервативно-догматических) форм мировоззрения, она отличается тем, что реализует свою мировоззренческую функцию. На основании теоретического отношения к действительности, обращаясь к фактам, логическим построениям, вырабатывая  гносеологические  и логические критерии, для осознанного поиска и выбора  истинных взглядов. По способу познания действительности, философия все же, является наукой, она формирует теоретическое мировоззрение, путем рационального постижения (осознания) действительности, отбрасывая или перерабатывая устаревшие догмы.

 

Философия как форма общественного сознания

То, что философия является особой формой общественного сознания исполняющая специфические – мировоззренческие и общеметодологические –  функции, исходит из того что это не берет на себя ни одна из гуманитарных или естественных наук, поскольку попытки точных наук развязать вопросы в отношении духа к материи или сознания к бытию выглядят, как правило, антинаучно.

 

Философия и современность

В отличие от современных точных наук, которые пытаются максимально устранить субъективный фактор и отобразить объект таким, каким он и есть сам по себе, безотносительно к субъекту.  Философия сознательно включает в свои построения человеческий фактор (оценочный материал), рассматривая действительность не только с точки зрения бытия, но и сточки зрения человеческих целей, стремлений, с проекцией бытия в будущее.

Философия опирается не только на естественные и гуманитарные науки, но и на весь совокупный исторический опыт человечества, зафиксированный  в материальной  культуре и различных формах общественного сознания. Поэтому особо важным источником для философских теорий, является история развития человеческого общества, материальной и духовной культуры.

Современная философия непосредственно не изучает отдельные вещи, явления, и процессы  которые являются объектами определенных точных наук. Она имеет дело с реальностью опосредствовано, через их отображение в научных теориях, художественном и изобразительном искусстве, морали и пр. В данном случае философия не просто воспринимает итоговые заключения познания, и других плодов человеческой культуры. А пытается проследить пути их возникновения, анализируя источники их возникновения, тенденции развития, осознавая противоречия и потребности познания в первую очередь, в способах и  методах мышления (см. абстрагирование), и  усовершенствования его категориального аппарата.

 

Специфика философии

Особенностью философского познания, является его направленность на поиски «граничных основ» (критериев истины), попытки отыскать критерий нормативов любого сознательного отношения к реальности.  В зависимости от конкретно-исторических условий, определенного уровня развития знаний и практики (научных теорий), исходных социально-классовых позиций, философы по-разному понимали эти основы, что обусловливало различное толкование непосредственного предмета философских исследований, их цели и роли в общественной жизни. Поэтому философию не следует воспринимать буквально, как точную науку, а смотреть на нее философским взглядом, через призму научных теорий и социально-общественной жизни того времени, в котором она сформировалась.

Категория: Космология | Добавил: Azazel (18.10.2011) | Автор: Baalzebool
Просмотров: 4317 | Теги: терминология., история, общество, философия | Рейтинг: 4.0/9
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz