Плач о гибели Ура
- «…тогда добрый(?) ветер с города
украли, и город в руины – о горе, отец Наннар! – город в руины обратили: народ
плачет. Тогда добрый(?) ветер из страны прогнали: народ плачет. В его стенах
дыр наделали: народ рыдает! В праздничных вратах, в тех, где ранее ходили люди,
разбросаны трупы. На широких улицах, где проходили празднования, лежат убитые.
На площадях, где отмечали государственные праздники, сложены горы мертвых.
Кровь льется на землю, как медь и олово в плавильную печь, трупы как жир
овечий, разлагаются на солнце… Люди Ура, порубанные топорами, шлемы с голов
растеряли; как газель, сраженная охотой, лежат, уткнувшись губами в пыль. Его
люди, раненые копьями, лежат неперевязанные. Его люди, побитые клевцами, лежат
с непокрытой головой. Где не так давно, их жены рожали детей, лежат (мертвые) в
собственной крови… Кто отважился оказать сопротивление, того побито оружием.
Кто спасался бегством, того унесла буря. И сильный и слабый, все погибли в Уре,
все как один. Пожилые люди – мужчины и женщины, что не покинули своих домов,
сгорели в пожаре. Младенцев, лежащих на коленях матерей, как рыбу унесла вода
(каналов). Молодых жителей, детей и подростков, повязали веревками, сыновей и
слуг Ура увели в рабство… Погиб государственный суд – народ плачет.
Государственную думу поглотило болото – народ плачет. Мать оставила дочь свою,
сына разлучили с отцом – народ рыдает! С городов его родных прогнали народ
«черноголовых»! Их покровительница, словно испуганная птица, Нингаль, покинула
город, словно напуганная крылатая птица, покинула свой город! О горе, отец
Наннар, Ур опустошен, и жители его разогнаны…!».
Последние хроники Шумера
Напрасно рыдал последний шумерский поэт над разрушением Ура,
напрасно превозносил он храбрость его защитников, напрасно молил богов о
пощаде… Шумер уже не имел ни живой силы, ни воли что бы возродится к новой
жизни, он потратил ее на завоевательные войны своих правителей… это был конец
истории… истории, под названием цивилизация Шумера. То, что наступило после
поражения Ибби-Суэна, стало ее эпилогом «…царство
с Шумера забрали; на опустошенных берегах Тигра и Евфрата родил только бурьян,
сады погибли без присмотра, сами собой… в каналах текла затхлая вода, в болотах
гнил тростник… дороги обезлюдили, пришла в упадок торговля… мать не заботилась
о ребенке, муж не миловал свою жену, девушка не находила ласки в объятиях
своего любимого; города, еще не так давно густонаселенные, обратились в руины:
народ «черноголовых» был перебит в его же домах…» А тех, кого не
убили, обернули в рабов, лишь немногие из уцелевших беженцев со скудным скарбом
потянулись на территорию Палестины и Малой Азии… Общей беды избежали только два
города, захваченных победителями еще до гибели Ура, это был Исин и Ларса.
Первый занял предводитель амореев Ишби-Эрра из Мари, второй военачальник
элламитов Напланум. Впоследствии они основали там небольшие царства, где
правили их потомки, Ур был отстроен (так называемый иссино-ларский период), но
полностью посемичен. В начале 19 ст. до н.э. предводитель амореев Сумуабум основал
новое царство в Вавилоне. Его пятый потомок Хаммурапи провел ряд завоевательных
походов, захватил Исин и Ларсу и объединил всю южную Месопотамию под названием
Вавилонское царство. Так Шумер стал составной частью Древневавилонского
царства. В годы правления сына Хаммурапи – Самсуилуны, была предпринята попытка
восстания в Уре. Неким Нарам-Сином, судя по его имени он был аккадец и видимо
не нашел особой поддержки среди не семитического населения поэтому восстание
было придушено без особых усилий. Примерно в 1735 г. до н.э. на юге от
Вавилона, отторгает небольшую территорию правитель Илумаил, основав там
небольшое государство – так называемую Приморскую династию, в которую вошли
незначительные остатки шумеров. Это последнее упоминание в хрониках о
политическом движении в Шумере, где фигурируют сами шумеры… впоследствии как
нация они растворились, или ассимилировались среди завоевателей.
Их города частично были отстроены, но теперь в них селились
аккадцы. Аккадский язык (а так же впоследствии различные семитические наречия),
став государственным, упразднил шумерский, постепенно вывел его из обихода в
государственных учреждениях. Но еще тысячу лет он сохранялся как мертвый язык,
подобно латыни, его употребляли на культовых праздниках, да в словниках
писарей-переводчиков. А затем он и вовсе ушел в небытие. Впоследствии Шумер
существовал только как географическое название в титулах месопотамских
правителей. Его употребляли аморейские правители древневавилонского царства,
затем касситские, ассирийские и в конце халдейские правители Нововавилонского
царства.
Этот титул употреблял персидский завоеватель Кир Второй,
«правителями Шумера и Аккада», называли себя также еще трое его последователей;
в 482 году до н.э. правитель Ксеркс убрал его из титулирования, после этого исчезла
последняя традиция Шумера. Когда древнегреческие ученые знакомились с историей
Месопотамии, название «шумеры» не упоминалось даже в легендах, хотя сами мифы
продолжали жить в народе, правда их считали ассирийскими или вавилонскими.
Собственно единственное упоминание, и даже на греческом, о
Шумере оставил вавилонский жрец Берос,(II-III ст. до н.э.) в своем историческом
трактате «Вавилонская и халдейская история», где также назвал имена некоторых
шумерских правителей. Но все, же их культура не исчезла бесследно, отчасти
наиболее ценное было перенято, и в дальнейшем развивалось вавилонянами,
ассирийцами и другими народами Азии. В частности это была шумерская система
клинописного письма, открытия в сфере техники, сельского хозяйства, знания по
металлургии, медицине, астрономии. А так же искусство: ювелирное дело,
архитектура, скульптура и поэзия. В целом последующими правителями, были
позаимствованы и основные законодательные принципы шумеров, по организации
общества как государственного образования.
Около 430 года н.э. последнее упоминания об Уруке, как о
резиденции христианского эпископа. Собственно это вообще последнее упоминание в
хрониках о заселении древних шумерских городов…
И только в 1887 г. с «Открытием Шумера», Оппертом, они вновь
возвратились к жизни… да действительно к шакалам и скорпионам, основным жителям
заброшенных городов в пустыне, теперь добавились и палатки археологов… шутка…
|