НОВОЕ — ЭТО ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ
При
всей неоднозначности и спорности интерпретаций древней мифологии вряд ли разумно изначально отвергать возможность
некоторых реальных событий, отраженных в легендах о визитерах с Луны. Ведь априорно скептическая установка не позволит заметить следы посещений Земли, даже
если они были на самом деле. По
крайней мере, возможность палеовизитов внеземных существ стоит проверить. Например, имеет смысл поискать в древних
источниках некие сведения о Луне, которые стали доступны нам лишь недавно в результате научных следований.
Этот путь ведет к ряду интереснейших находок, известно,
что без
телескопа невозможно выяснить истинную природу Луны. До XVII в. Луну считали
чем угодно: глазом бога, чашей, зеркалом, облаком, бумерангом, живым существом,
лодкой и т.п. Но еще в античности многие
авторы (Орфей, Анаксагор, Фалес, Эпименид, Ксенофан, пифагорейцы) считали
Луну земноподо6ной, то есть гигантским шаром с неровной поверхностью. Вопреки астрономам начала XVII века, считавшим
лунные моря водными бассейнами, не знавший телескопа Анаксагор писал лишь о
сухих впадинах Луны, состав которых отличается от состава лунных гор. Лукиан называл
Луну сыроподо6ной — удачное сравнение, популярное
в современной литературе. Но наиболее любопытно сочинение Плутарха «Беседа о лице, видимом на диске Луны». Там можно прочитать о «гладких возвышенностях»
Луны. Характерная сглаженная форма лунных гор, покрытых толстым слоем обломков
породы и пылью, стала известна лишь в результате космических полетов к Луне. То
же можно сказать и о «пламенео6разных
горах» Плутарха, хорошо видимых на
панорамах «Сервейора-1» и «Лунохода-2». У него же упомянуты и
какие-то «пурпуровые пояса» Луны. Лишь американские астронавты, высадившись на
спутник, обнаружили на практически однотонной лунной поверхности полосу
оранжевого грунта на валу небольшого кратера. Писал Плутарх и о меньшей силе
тяжести на Луне — попавшие туда души «проводят весьма легкую, но однако не
блаженную и не божескую жизнь», — и даже о... массе Луны: «Египтяне, помнится,
утверждают, что Луна есть семьдесят вторая
доля от Земли». Только в конце XVIII в. крупнейший специалист по небесной механике П.C. Лаплас вычислил,
что Луна по массе равна семьдесят пятой доле Земли. Правильно упомянут Плутархом и самый легкий путь по Луне к краю ее диска, в области спутника «то
обращенные к небу, то наоборот, к
Земле». Лишь с помощью телескопа, Галилей после специальных поисков
установил, что на краю видимого полушария Луны Земля действительно то нисходит,
то скрывается за лунным горизонтом. Этот феномен практически невозможно
обнаружить невооруженным глазом с Земли, но трудно не обратить на него внимание
с лунной поверхности.
У Плутарха безжизненная, стерильная Луна удивительно точно охарактеризована как
царство мертвых, где, однако, нет «ничего испорченного и гнилостного». Кстати,
еще до космических полетов был записан
архаичный миф африканского племени
догонов, в котором говорится: «Луна... — сухая
и безжизненная, подобно высохшей крови». Упомянем и поверье различных
народов (Древняя Индия, Древняя Корея и пр.) том, что Луна необычайно холодна. Только в середине нашего столетия методами радиоастрономии
было установлено, что на Луне действительно очень холодно. На глубинах от 50 см
до нескольких Метров царит вечный мороз и минус 50 градусов по Цельсию.
Плутарх ссылался на некоего чужестранца и на какие-то пергаменты,
найденные в земле у развалин Карфагена. И Диоген Лаэртский писал:
«Демокрит говорит об Анаксагоре, что его
воззрения о Солнце и Луне не свои, а древние: он их, дескать, украл».
Не имеем ли мы дело с древними, почти забытыми знаниями о нашем спутнике? Разумеется,
древним мудрецам было не под силу построить ракету и слетать на Луну. Но это не
означает, что люди не могли посещать ближайшее
небесное тело. Вспомним многочисленные рассказы о путешествиях на небо
людей, взятых небожителями: Адапу и Этана из шумеро-аккадского фольклора, древнегреческого Эндимиона,
библейского Еноха, Авраама и Варуха, древнекитайского «небесного
наставника» Чжан Тяньши, древнеиндийского Арджуну из «Махабхараты»...
Согласно легендам, вернувшись на Землю, небесные путешественники
делились с соплеменниками впечатлениями и какими-то знаниями. Конечно,
большая часть таких историй вымышлена, и является плодом фантазий ее авторов.
Но все ли? По крайней мере, существование в древности неправомерных знаний о
Луне выглядит не так противоестественно, если допустить, что хотя бы один из небесных вояжеров говорил правду. Тем более что и
одном из камней, привезенных с Луны
экспедицией «Аполлона-14», американские специалисты Л.А. Хескин,
Б.Л. Джоллифф и Р.Л. Коротев обнаружили явно земную глину. Авторы находки практически исключают возможность загрязнения
образца уже на Земле...
НЕВЕДОМЫЕ ЗЕМЛЕМЕРЫ
Согласно учебникам,
окружность Земли впервые измерил Эратосфен в 240 году до н.э. Но веком раньше
Аристотель в труде «О небе» недвусмысленно упомянул более ранних землемеров: «и
наконец, те математики, которые берутся вычислять величину земной окружности, говорят, что она составляет около четырехсот тысяч стадиев». Как
считает видный специалист по истории
астрономии A.B. Клименко, Аристотель писал о результатах измерений, полученных
от египтян или из Вавилонии. На приобретенные
е в других странах результаты научных трудов греки смотрели как на свою
собственность. В пораженном рабовладельческой
психологией обществе, не было принято ссылаться на труды «варваров»... Однако в арабских рукописях IX—XI вв. Все
же сохранились следы древних знаний. Например,
выходец из Хорезма аль-Бируни в труде «Геодезия» писал, что древнеегипетский
мудрец Гермес (отождествляющийся с богом Тотом) измерил окружность Земли
«в 9000 фарсахов при том, что фарсах — 12000 локтей». В действительно, и в древнеегипетских текстах
фигурирует Тот «бог, измеривший эту Землю».
Проанализировав данные исторической метрологии, A. B.
Клименко пришел к интересному выводу: все размеры земной окружности,
упомянутые Аристотелем, Архимедом, аль-Идриси, аль-Бируни, по-видимому,
являются лишь попытками пересчета 9000
фaрсаxов Тота в другие единицы длины.
Кроме того, аль-Бируни писал: «B соответствии же со словами Гермеса, один градус (на поверхности Земли. - А.А.) будет равным 25 фарсахам, что составляет 75
миль...». Величина римской мили хорошо известна и равна 1481 метра. Отсюда следует, что длина окружности Земли по Тоту
равна 39987 км, что лишь на 0,05% (!) короче истинной величины, если
Землю измерять по меридиану. Не исключено, что в действительности ошибка еще
меньше из-за неточного знания древних мер длины. Заметим — даже с помощью
оптических инструментов и различных ухищрений B. Снеллиус в 1617 г. измерил
длину одного градуса дуги земной окружности
в 6 раз менее точно, чем легендарный Гермес.
ОСКОЛКИ ДОПОТОПНОЙ ГЕОГРАФИИ
Существуют и другие примеры неожиданных истин древней географии.
Лишь в 60-x годах прошлого столетия ученые с помощью
эхолотов и подводного бурения установили, что 56 млн. лет назад на месте
Средиземного моря простиралась суша, a вместо Гибралтарского пролива вздымались
горы. Но 5 млн. лет назад воды Атлантики хлынули сквозь образовавшийся
Гибралтарский пролив и за какую-то сотню лет затопили гигантскую ванну. И хотя
человека тогда еще не существовало, эта
катастрофа описана в древней литературе...
Так,
у Помпония Мела читаем: «...Затем следует очень высокaя гора А6ила, прямо напротив которой на испанском
берегу возвышается другая гора — Кальпе.
Обе горы называются Геркулесовыми столпами. Согласно преданию, горы эти были когда-то
соединены сплошным хребтом, но Геркулес разъединил их, и океан, который до той
поры сдерживала эта плотина, залил водой ту территорию, которая ныне составляет
бассейн Средиземного моря».
То же сообщали и Плиний Старший, Эратосфен, Масуди, ибн Якут... A аль-Бируни
даже описал Средиземноморье до потопа: «Некогда между Александрией и
Константинополем была соленая и смрадная земля...».
Интересно, что под морским
дном буровые установки действительно выявили залежи ископаемой соли.
ЛИТОВСКИЙ биолог и палеогеограф
A. Сей6утис обратил внимание на тот факт, что ряд античных карт мира некоторыми
своими фрагментами изображают географическую реальность... конца Ледникового
периода, за 13 тысяч лет до возникновения письменности. Так, Гиперборейские
горы Птолемея и Гесиода, протянувшиеся в широтном направлении по Русской
равнине, не соответствуют современному рельефу,
но тот хребет «точно совпадает с краем ледникового щита валдайского оледенения». Более того:
«Гидрографическая сеть Восточной Европы на карте Птолемея напоминает
восстановленную Д. Квасовым схему стока талых ледниковых вод. Поразительным сходством
отличается птолемеевская река Ра и водно-ледниковая Волга. На карте Птолемея Азовское торе именуется Меотийским болотом, знаменательно, что болотом названо единственное море,
которое в валдайское ледниковье из-за пониженного уровня Мирового океана
было полностью спущенным. Ледниковая картина Земли
еще более отчетлива на карте Гесиода (УН1—VII вв. до н.э.) Добавим, что ледниковое происхождение могут
иметь и мифические Рифейские горы,
протянувшиеся с востока на запад и рисуемые Гомером, Гесиодом и
Птолемеем то у северных берегов Черного моря, то севернее Каспия, но южнее Гиперборейских
гор.
Весьма
интересен и глобус Кратеса из Мaллоса (II в. н.э.), на котором, кроме Азии, Африки и Европы, крайне схематично изображены еще 3 материка, как 6ы смутные
отголоски сведений об Америках и Австралии. Складывается впечатление, что древние географы пользовались
какими-то давно утраченными картами, относящимися к прошлым геологическим
эпохам.
ОТКРОВЕНИЯ О ВСЕЛЕННОЙ
Неправомерные знания древних не ограничиваются поверхностью Земли. Так,
Аристотель в «Метеорологике» описал то, что было обнаружено лишь после полетов в ближний космос. Вопреки обыденному опыту, что чем
выше, тем холоднее, Аристотель писал о сфере огня, расположенной выше
воздуха, но ниже Луны. Действительно, на высотах в несколько сот километров
температура околоземной среды оказалась
порядка тысячи градусов по Цельсию. А на расстояниях в несколько
радиусов земли температура уже достигает 10
тысяч градусов и выше! Кроме того, Аристотель совершенно правильно замечает: «...Воздух около земли влажен...,
а выше горяч и сух».
В
«Книге вразумления начаткам науки о звездах» аль-Бируни в
XI В. оставил рисунок сферы огня вокруг нашей планеты. Там изображен тор с
серповидным сечением, удивительно напоминающий
структуру радиационных поясов Земли (области концентрации горячей
солнечной плазмы, удерживаемой магнитным полем планеты). Рассуждения Аристотеля
и аль-Бируни о легкости пламени и о воспламеняющем трении небесных сфер возможно сегодня и выглядят лишь наивными попытками
объяснения физической
реальности. Не менее удивительные сведения встречаются в старинной литературе о небесных светилах. Ограничимся перечислением лишь наиболее удивительных
из них, недоступных без телескопа.
Азербайджанский ученый Г.
Мамед6ейли обратил внимание на то, что его великий земляк Низами за полтысячелетия до официального изобретения телескопа два раза упомянул в стихах о кольце
Сатурна.
Аль-Бируни
в «Каноне Мас'уда» пишет о неких наблюдениях
покрытии планет друг другом. Из этих данных он выводит порядок расположения планет по мере их удаления от земли. Ясно, что
разобраться в этом без телескопа невозможно. O тех же древних наблюдениях писал другой хорезмский астроном — Румми, а
в XVI в. — иранец Ансари. B 1980 г.
авторитетное издание «Историко-астрономические исследования»
опубликовало сенсационные результаты исследований Г. Георгобиани,
показавшего, что крохотные спутники Марса,
открытые B 1877 г., были известны еще до изобретения телескопа. Среди
его доводов — грузинская рукопись, копия документа 1564 г. Из нее следует, что около Марса имеется еще одна
звезда, длина орбиты которой в
пересчете на современные единицы равна 24019
км. (всего на 2% длиннее истиной орбиты Деймоса!). Та же информация содержится и в толковом словаре
Сулхана-Са6а Орбелиани, от 1716 г. Для столь точного определения параметра орбиты Деймоса нужно было знать
расстояние от Земли до Марса. Но его измерили только в конце XVII в. и,
то с погрешностью в 14%.
Откуда
же столь точные познания, пересказанные древними авторами? Помощь с неба?
Вряд ли стоит удовлетворяться все объясняющей теорией случайных совпадений.
Такой подход ведет в никуда — даже летающую корову можно истолковать всего лишь
как простую случайность хаотического
движения молекул и проигнорировать. Обратившись же к старинным рукописям
и фольклору, мы встретим множество ссылок на неких мудрецов, живших в
незапамятные времена. Хорошим примером такого
рода является эпос гватемальских индейцев киче «Пополь-Вух», созданный еще до прибытия европейцев в Америку.
Там сообщается о первых людях: «Они
преуспевали в видении, они преуспевали в знании всего, что имеется на свете. Когда они смотрели вокруг, то сразу же видели и созерцали от верха до низа,
и свод небес и внутренность земли. Они видели даже вещи,
скрытые в глубокой темноте; они сразу
видели весь мир, не делая даже попытки двигаться; и они видели его с
того места, где они находились... Они были способны познать все, и они исследовали
четыре угла неба, четыре точки неба, свод небес и внутренность земли».
Это описание весьма напоминает возможности современной
цивилизации с ее наукой, телевидением, телескопами, спутниками и прочей
техникой... Эпос утверждает, что тем людям светила
какая-то другая звезда — не Солнце. «И зной его был непереносимым... то,
что осталось в настоящее время, — это только лишь отражение в зеркале. Конечно,
это было о не то самое Солнце, которое мы видим; Как об этом говорится в их
древних сказаниях», — читаем в «Пополь-Вух». Покидая Землю, мудрецы
сообщили людям: «Мы отправляемся назад к нашему народу, уже находится на месте Владыка
оленей, он виден там, в небе... Идите своим путем, вы увидите снова ту страну, откуда мы
пришли!» И далее: «Вот так они прощались и
немедленно после этого исчезали там, на вершине горы Хакавиц. Они не
были, похоронены их женами или их детьми, потому что не было видно, когда они
исчезли. Было ясно видно лишь их прощание».
Сюжеты о древних мудрецах известны и в Старом Свете —
в мифологии Древнего Египта (Тот — бог Луны) и в Шумере
(Оаннес и аналогичные полулюди-полурыбы). И не исключено,
что удивительные знания древности — это путеводная нить к иным мирам.
А.В. Архипов;
из книги «Неразгаданные
тайны Вселенной; или о
чем молчат астрономы».
|