Происхождение имен О происхождении имени Кий существует множество гипотез. Например, объясняют происхождение этого имени от славянского слова, означающего «палица, дубина, боевой молот», а также есть попытки отождествить его с тюркским словом, означающим «высокий берег». Имя Щек сопоставляется с именем Чеха, легендарного предка чехов. Название горы Щекавица, на которой якобы жил Щек, сохранилось позже в форме Скавица. Этимология названия, возможно, восходит к славянскому слову, означающему «змей», или к греческому "скафос" — яр, низина. Имя Хорив в легенде связано с названием горы Хоривица. Но если со Щекавицей все более-менее понятно, то где находится Хоривица не ясно, в летописях не существует упоминаний о ней. Не существует и дальнейших традиций, связывающих имя с местностью. Историки допускают связь c Лысой горой, где находится большое языческое кладбище. Также существует версия, что Хоривицей может быть киевская гора Юрковица. Название это содержит корень «хор», заимствованный, возможно, из древнеегипетского или иранских языков и означающий «Солнце». Есть также мнение, что название Хорив произошло от греческого, "хорион" - мощь, укрепление. Имя сестры – Лыбедь, возводят обычно к словам «лебедь», «любовь» и «лыбь» («сырое место»). Сейчас Лыбедь — это небольшая речка, впадающая в Днепр. Ряд ученых, в том числе профессор M. И. Артамонов, отмечают, что имена мифических братьев не носят никаких признаков славянской принадлежности. Так имеется гипотеза об иранских корнях имени легендарного Кия. Также широко известна гипотеза американо-украинского востоковеда О.И. Прицака, который полагал, что возникновение Киева связано с хазарами и что Кий как личность тождественен хазарскому визиру Куйе. C последним предположением перекликается то, что Константин Багрянородный в X веке упоминает другое имя Киева – Самватас. А название это возводят к хазарскому языку. Считается, что славянское поселение на месте Киева возникло в конце V века, что фиксируется находками византийских монет того времени, однако, городская жизнь и наличие укреплений («града») уверенно фиксируются археологами лишь с VIII века.
Фрагмент Новгородской первой летописи Новгородская летопись, сохранившая следы летописного свода, предшествующего «Повести временных лет», дополняет текст легенды о Кие, датируя ее 854 годом: «И бяше около их лъсъ и боръ великъ, и бяху ловища звърие. И бъша мужи мудри и смысленъ, наръчахуся Поляне, и до сего дне от них же суть Кыянъ; бяху же поганъ, жруще озером и кладязем и рощениемъ, якоже прочии погани».
Исторические свидетельства о Кие Фрагмент «Повести временных лет», перевод Д. C. Лихачева: «Поляне же жили в те времена отдельно и управлялись своими родами; ибо и до той братии (о которой речь в дальнейшем) были уже поляне, и жили они все своими родами на своих местах, и каждый управлялся самостоятельно. И были три брата: один по имени Кий, другой — Щек и третий — Хорив, а сестра их — Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по имени его Хоривицей. И построили город в честь старшего своего брата, и назвали его Киев. Был вокруг города лес и бор велик, и ловили там зверей, а были те мужи мудры и смыслены, и назывались они полянами, от них поляне и доныне в Киеве. Некоторые же, не зная, говорят, что Кий был перевозчиком, был-де тогда возле Киева перевоз с той стороны Днепра, отчего и говорили: «На перевоз на Киев». Если бы был Кий перевозчиком, то не ходил бы к Царьграду, а этот Кий княжил в роде своем, и когда ходил он к царю, то, говорят, что великих почестей удостоился от царя, к которому он приходил. Когда же возвращался, пришел он к Дунаю, и облюбовал место, и срубил городок невеликий, и хотел сесть в нем со своим родом, да не дали ему живущие окрест, таки доныне называют придунайские жители городище то — Киевец. Кий же, вернувшись в свои город Киев, тут и умер; и братья его Щек и Хорив и сестра их Лыбедь тут же скончались. И после этих братьев стал род их держать княжение у полян, а у древлян было свое княжение, а у дреговичей свое, а у славян в Новгороде свое, а другое на реке Полоте, где полочане...» Армянский вариант легенды B армянской «Истории Тарона» (возможно VI в., но не позднее VIII в.), автором которой является Зеноб Глак, упоминается о том, как два брата «инда» (возможно производное от «венеды », «винден» — название славян у разных народов в древности, но следует учитывать и то что в Индии в свое время существовало Скифское царство), Деметр и Гисаней, изгнанные из родных мест, нашли убежище у царя Валаршака, пожаловавшего им землю Тарой. Через пятнадцать лет Валаршак убил братьев. «...и дал власть трем их сыновьям — Куару, Мельтею и Хореану. Куар построил город Куары, ...а Мельтей построил на поле том свой город и назвал его по имени Мельтей и Хореан построил свой город в области Палуни и назвал его по имени Хореан. И по прошествии времени... Куар, Мельтей и Хореан поднялись на гору Куркея и нашли там прекрасное место... так как были там просторы для охоты и прохлада... и построили там селение и поставили они двух идолов, одного по имени Гисанея, другого по имени Деметра». Легенда своими именами и деталями очень напоминает свидетельство русского летописца. Объяснение этому можно найти как в общем источнике (вероятно, скифском) для древнерусской и армянской легенд, так и в общем мифологическом сюжете, использованном для объяснения основания города. Имя «Мелтей» по-армянски означает «змей», что повторяет славянское имя Щек. Фрагмент Яна Длугоша Польский историк Длугoш (ХV ст. ), который широко использовал древнерусские летописи, не сохранившиеся до наших дней, показывает, что киевская династия до Аскольда и Дира представляется прямым потомством Кия и его братьев. «После смерти Кия, Щека и Хорива, Наследники по прямой линии, их сыновья и племянники много лет господствовали у русинов, пока преемственность не перешла до двух родных братьев Аскольда и Дира». Между тем, историки высказывают сомнение даже относительно того, были ли Аскольд и Дир действительно соправителями и современниками, или же таковыми их сделал киевский летописец, писавший приблизительно спустя два столетия после их вероломного убийства князем Олегом, пришедшим к стенам Киева с огромной дружиной, под видом торговой делегации. Варяжские корни легенды Из таких сведений до нас дошло немного. Во-первых, о Киеве кратко повествуют скандинавские саги: «...Кенмар звался конунг, он правил Кенугардами, а там сначала жил Магог, сын Иафета, сына Ноя». («Сага об Одде-Стреле»). Магог обычно отождествляется со скифами, поэтому данное известие вполне может быть сопоставлено со словами русской летописи о племенах восточных славян: «...этих всех называли греки „Великая Скифь"». Параллели легенды Среди многочисленных легенд о трех братьях и сестре, легенда о Кие наиболее часто сравнивается с готской легендой о борьбе Германариха с роксаланами в Северном Причерноморье в конце 1V века. Иордан пишет: «Вероломному же племени росомонов, которое в те времена служило ему в числе других племен, подвернулся тут случай повредить ему. Одну женщину из вышеназванного племени [росомонов], по имени Сунильду, за изменнический уход [от короля], ее мужа, король [Германарих], движимый гневом, приказал разорвать на части, привязав ее к диким конями пустив их вскачь. Братья же ее, Сар и Аммий, мстя за смерть сестры, поразили его в бок мечом. Мучимый этой раной, король влачил жизнь больного... Между тем Германарих, престарелый и одряхлевший, страдал от раны и, не перенеся гуннских набегов, скончался на сто десятом году жизни». B более позднем варианте легенды, изложенной в «Речи Хамдира» из «Старшей Эдды», казненная Ермунрекком (Германарихом) его неверная жена носит имя Сванхильд (сван - «лебедь»), а за ее смерть мстят три брата Хамдир, Серли и Эрп. Эрп по пути погибает от рук братьев, так как является незаконнорожденным, поэтому некому было добить Ермунрекка, раненного Хамдиром и Серли. Говоря о параллелях нельзя упомянуть об еще одной. Кий Щей и Хорив очень напоминают Рюрика, Синеуса и Трувора только лишь сестры им не хватает. И даже создатели памятников ваяют их в варяжской амуниции. Да и упомянутый выше Чех — легендарный прародитель чешского народа, это один из трех братьев Чеха, Леха и Руса («лях», одно из названий поляков). Как мы видим, легенды о трех братьях основателях, довольно распространенное явление. Поход Кия на Константинополь Летописец не знает имени византийского «царя», от которого Кий принял «почести». Историки полагают, что это мог быть один из императоров VI века, например, Юстиниан I, прозванный за частые нападения в его правление антов* Антическим. Но слова летописца «великую честь принял от царя» необязательно надо понимать как «получил почести». Слово «честь» на Руси означало также феодальную службу сюзерену. Таким образом, не исключено что легенда говорит о Кие как о представителе византийского императора. Тем более что археологические находки более раннего времени говорят о наличии такой практики у населения – на территории будущей Киевской Руси. В VI веке, среди известных антов на службе императора были Хильбудий (ок. 530-e года) и Доброгаст (с 550-x гг.) Прокопий Кесарийский в своей «Войне с готами», написанной в середине VI в., Свидетельствует, что Юстиниан назначил анта Хильбудия управлять провинцией Фракия и поручил ему защищать имперские рубежи по Дунаю. Другой претендент на роль исторического прототипа Кия упомянут в византийском агиографическом памятнике «Чудеса Дмитрия Солунского», осветившем, как полагают ученые, события первой половины VII века. B нем повествуется о том, как вождь прикарпатско-дунайских славян Кувер восстал против авар и, потерпев поражение, вместе с остатками войска укрылся в Византии. Как и Кий, он посетил императора в Константинополе, затем предпринял попытку закрепиться на Нижнем Дунае и даже захватил некоторые византийские владения, среди них — большой и богатый город Фессалонику. Но вскоре после овладения Фессалоникой он погиб. Храм Кия Армянская легенда о Куаре говорит об основании братьями в лесу у своих поселений храма, в котором были поставлены два идола. Новгородская летопись, говоря о лесе на горах, также напоминает о языческих верованиях Кия и его соплеменников. B «Слове о полку Игореве» упоминается «дебрь Кисаня (Кияня)», на «Болони» (нижняя часть города под «градом», пустое место между оборонительными валами). Раскопки киевского археолога B. В. Хвойко в 1908 году обнаружили на Старокиевской горе каменный языческий жертвенник круглой формы с четырьмя выступами по сторонам света, рядом, к югу, обнаружен костер для жертвоприношений. Сооружение сложено насухо из неотесанных камней. Размеры площадки 4,2 на 3,5 м, высота 0,4 -м. Расположено оно на Андреевской горе, в средней части до Владимирова города, в самой сердцевине княжеского двора. Хвойко объявил свою находку алтарем храма князя Кия. Вторичные раскопки в 1937 году не подтвердили геометричность алтаря, в результате поставив выводы Хвойко о характере сооружения под сомнение. Датируется алтарь VIII—X вв. Смысл и причина возникновения легенды Во-первых, легенда появляется в летописи для объяснения Аскольду и Диру истории Киева, в котором они собирались править. Именно поэтому в Новгородской первой летописи легенда датируется 854 годом, обозначающим «начало земли Русской», когда Аскольд и Дир напали на Константинополь. Летописец вовсе не хотел «омолодить» Киев, он просто поместил легенду под этот год. Поэтому нет смысла говорить о точной летописной датировке деятельности Кия. B «Повести временных лет» легенда пересказывается уже под 862 год: «Были три брата Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам». Во-вторых, легенда в «Повести временных лет» является связующим мотивом для недатированной легенды об истории славян (Родзивилловская летопись). Суть этого рассказа такова. Единый славянский народ, живший на Дунае еще при апостолах Христа (1 век), расселился оттуда под давлением волохов (скорее всего — римлян), предки полян осели на днепровских «горах», где и основали Киев. При этом в тексте летописи сказано, что поляне получили свое название от того, что сидели «в поле», то есть в степи. При сопоставлении различных сведений видно, что легенда рассказывала о переселении полян с Дуная. B «Слове о полку Игореве» имеется упоминание о «тропе Трояна», ведущей «через поля на горы». H. M. Карамзин и Б. A. Рыбаков сопоставляли эту тропу с дорогой римского императора Траяна в Северном Причерноморье и Нижнем Дунае. Траян завоевал дунайские земли к 106 году, что, по мнению историков, и могло послужить причиной для переселения части славян из дунайских земель на север. Дальнейшее переселение предков полян на киевские «горы» могло произойти после опустошительного нашествия гуннов на Северное Причерноморье около 376 года. Население степей («поля»), носители Черняховской культуры, вынуждены были уйти на север в лесную зону, вследствие чего Черняховская культура в начале V века окончательно пришла в упадок. Символизм легенды о Кие указывает на объединительный характер деятельности этого князя — три брата создают единый родово-племенной центр. Тексты упоминают о том, что Кий подчинил соседние племена «миром и мечем». B «Повести временных лет» эта идея выражена следующими словами: «И жили между собою в мире поляне, древляне, северяне, радимичи, вятичи и хорваты. Дулебы же жили по Бугу, где ныне волыняне, a уличи и тиверцы сидели по Днестру и возле Дуная». Здесь говорится о существовании во времена Кия мощного союза племен, который может быть сопоставлен с антами VI—VII вв. Дальнейшая судьба союза описана летописцем так: «По прошествии времени, после смерти братьев этих, стали притеснять полян древляне и иные окрестные люди. И нашли их хазары сидящими на горах этих в лесах и сказали: „Платите нам дань"». Анты упомянуты в хрониках, последний раз в 602 году, однако зафиксировано участие князей «тавро-скифов» в осаде Константинополя в 626 году, которую считают последней военной акцией антов против Царьграда. Уже в VI веке анты выступают в союзе с хазарами, а к концу VII века, по мнению историков, поляне и другие племена славян попадают под власть Хазарского каганата, от которого освобождаются только в IХ—Х вв. О каком периоде говорит легенда? Это период с конца IV до конца VII вв. Но есть фраза, уточняющая датировку: «Поляне же жили в те времена отдельно и управлялись своими родами; ибо и до той братии были уже поляне, и жили они все своими родами на своих местах, и каждый управлялся самостоятельно». Таким образом, легенда говорит об объединении, или точнее, воссоздании, при Кие союза племен антов после гуннского нашествия. B 376 году гунны опустошили Приазовье и Причерноморье, за год до этого в рассказе Иордана упоминается гибель в битве с готами антского князя Божа, который отождествляется с Бусом «Слова о полку Игореве». «Время Бусово», воспеваемое приазовскими готами, выступает в «Слове» синонимом гибели единства древней Руси. Основание Киева, таким образом, знаменует собой новое объединение славянских племен после распада союза под ударами готов и гуннов. Именно во второй половине V века мог появиться прототип Кия. Гунны тогда занимали нижнее течение Дуная вплоть до 471 года, а готы жили в пределах Восточной империи до 488 года, что не давало антам возможности совершать набеги на Византию. Но в конце V века, судя по находкам монет, Анастасия Ι (498-518 гг.), такие походы стали возможными и упоминаются с 493 (495) года. Среди византийских полководцев второй половины V века, воевавших против гуннов, упоминается Анагаст, в имени которого читается обычный для знати антов или славян корень «гаст». Прототип Кия вполне мог жить в этот период. Искать Кия в VI или в VII веке достаточно сложно, так как авторы середины VI века говорят, что у антов была «демократия» и во главе их не стоял один человек, подобный Кию. Во второй половине века среди вождей антов называются Идар, сыновья которого Мезамир и Келагаст обладали огромной властью над антами, а также Мусокий, который назывался среди славян особым титулом, впоследствии он потерпел поражение от византийцев в конце VI века. Мусокия обычно отождествляют с Маджаком, «царем» волынян, претендовавших на верховенство среди славянских племен. Как и легенда о Маджаке, легенда о Кие содержит следующий итог: «после этих братьев стал род их держать княжение у полян, а у древлян было свое княжение, a у дреговичей свое, а у славян в Новгороде свое, а другое на реке Полоте, где полочане». Следовательно, легенду о Кие нужно рассматривать и как полянский вариант сакральной истории былого единства славяноязычных племен. И, наконец, есть еще один смысл рассказа о Кие, «В повести временных лет» летописец, связывая начало «земли Русской» с появлением варягов и походом в 860 г. на Константинополь, также увязывает вопрос о начале государственности с тем, «кто в Киеве начал первым княжить». Говоря о киевлянах, плативших дань хазарам мечем, летописец как бы указывает на тот факт, что киевляне к моменту написания летописи не только освободились от этой дани, но и стали повелевать другими народами, в том числе и хазарами после походов Святослава. Неудача Кия на Дунае воспроизводится в рассказе о Святославе, покорившем дунайские земли, но погибшем, забыв о Русской земле. Несомненно, летописец, восхваляя Русскую землю, отождествляет ее историю не с историей варяжского продвижения, а с историей полян, которые впоследствии и стали называться – Русью. B истории о Кие между исследователями очень много разногласий, но есть и общее. Большинство из них полагает что Кий, кем бы он ни был, мог существовать на самом деле. A вот его братьям и сестре повезло гораздо меньше. Историки не оставляют им шансов на существование. Игорь Остин Анты* — объединение древнеславянских племен, встречающееся в византийских и готских источниках VI-VII веков. Анты частично унаследовали киммерийско—скифскую и сарматскую культуру. С антами уверено идентифицируются представители Пеньковской культуры.