Четверг, 28.11.2024, 08:12
Мир Вашему Дому Гость | RSS
Orden Hrama T
Главная
Регистрация
Вход
Меню сайта

Категории раздела
Философия [61]
Короткие статьи-описания философской терминологии, общее о философах и философских школах и течениях.
Религия [9]
Короткие статьи-описания, для религиозных культов и вероучителей.

Поиск

Форма входа

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » 2010 » Август » 28
Гносеология – (греч. – познание и учение, знание) – теория познания, раздел философии который изучает познавательное отношение субъекта к объекту. Природу и возможности познания человеком окружающего мира и самого себя, общие условия, способы и закономерности движения познаний, критерий их истинности. «Г.» изучает исходные условия и общее основание любого познания, которое могло бы гарантировать его объективную истину. «Г.» рассматривает знания как субъективный образ объективной действительности; как таковой что имеет объективное содержание, являясь отображением объективной реальности. Не застывшим мертво-зеркальным, а активно-творческим отображением в специфических, субъективных формах, обусловленных особенностью мышления (познавательного аппарата) человека, его практикой и ранее накопленным знанием (опытом). Основными формами «Г.» является эмпирическое восприятие окружающего мира, которое предоставляет наглядно-конкретное знание о внешней стороне предмета (вещ ... Читать дальше »
Категория: Философия | Просмотров: 610 | Добавил: Azazel | Дата: 28.08.2010 | Комментарии (0)

Образ – познавательный образ. Одно из основных понятий материалистической теории познаний, которым обозначается форма существования материального в идеальном. «О.» является сложной совокупностью объективного и субъективного. Исходя из этого принципа, – познание человечества является целенаправленным процессом активного отображения объективного мира сознанием человека в форме субъективных идеальных образов. Гносеологическая характеристика ощущений как субъективного образа объективного мира, возникает в нашем сознании, вследствие внешнего движения вещей (временно-пространственная характеристика: образ-место-время). В этом объективный реализм отличается от наивного реализма считающего, что окружающий мир является непосредственно таким, каким его видит или воспринимает человек.
Категория: Философия | Просмотров: 472 | Добавил: Azazel | Дата: 28.08.2010 | Комментарии (0)

 Идея – (от греч. образ, понятие) – высшая форма познания окружающей реальности, которая не только отображает объект, но и нацелена на его преобразование. Этим Идеяотличается от других форм мышления: понятий, теорий в которых отображен объект, но не выражено способов практической реализации знаний о нем (см. Абсолютная и относительная идеи).
Категория: Философия | Просмотров: 493 | Добавил: Azazel | Дата: 28.08.2010 | Комментарии (0)

Объективно – то, что принадлежит объекту и не зависит от субъекта. Термин «О.» в философских трудах, употребляется в различных аспектах. Это понятие относительно реальных объектов обозначает, что предметы, их особенности и проявления существуют вне и независимо от субъекта (онтологический аспект), относительно понятий, представлений, суждений – что они являются отображением материальной действительности, и их содержание не зависит от человека или человечества (гносеологический аспект). В повседневном обиходе под «О.», понимают факторы или процессы которые не зависят от воли или желания человека (человечества). Объективность противостоит субъективности – предвзятости (предубежденности). Объективность – научный подход к исследованию разнообразных явлений реальной действительности, один из основных принципов материалистической диалектики, которая противопоставила себя объективизму. В гносеологическом аспекте «объективность», обозначает возмо ... Читать дальше »
Категория: Философия | Просмотров: 576 | Добавил: Azazel | Дата: 28.08.2010 | Комментарии (0)

Эманация – (лат. emanatio – исход, расширение, истечение) – космологический термин введенный древними философами (содержал корень «mana»), который обозначал исход нижних форм бытия от Верхнего – единого, универсального, недвижимого Начала. В каббале «эманация» – это истечение божественной энергии в начале мироздания, в науке Древних «эпоха эманации в Сотворении», примерно соответствует «эпохе Большого Взрыва», в современной научной теории, но качественно отличается в трактовке пространственно-временных событий, до и после.
Категория: Философия | Просмотров: 534 | Добавил: Azazel | Дата: 28.08.2010 | Комментарии (0)

Апория – (от греч. – безысходность) – противоречие в суждении (мышлении), которое кажется необъяснимым (неразрешимым) с точки зрения субъективной логики. В формальной логике приобретает вид парадокса.
Категория: Философия | Просмотров: 461 | Добавил: Azazel | Дата: 28.08.2010 | Комментарии (0)

Парадокс – (греч. – неожиданный, странный) – 1) Формально-логическое противоречие, которое за некоторых условий возникает в процессе логического мышления. 2) Мысль, мнение, что поразительно расходится с общепризнанными взглядами, (устоявшимися теориями), и может быть не ошибочной, а реально отображать факты с неожиданной стороны (точки зрения).
Категория: Философия | Просмотров: 454 | Добавил: Azazel | Дата: 28.08.2010 | Комментарии (0)

Ирония – (от греч. – спрятанная насмешка) – категория психологии и эстетики, обозначающая, что оценка явления (предмета) несет смысловую нагрузку, противоположную непосредственно изложенному или выраженному. В отличие от сатиры, которая не скрывает критического отношения к субъекту образа, Ирония является разновидностью скрытой насмешки (глумления, издевательства); отрицание образа, через кажущееся утверждение. Ирония воплощается в различных образах в основном сатирических формах: гротеска, гиперболе, пародии, парадоксе.
Категория: Философия | Просмотров: 510 | Добавил: Azazel | Дата: 28.08.2010 | Комментарии (0)

Иррационализм – (лат. irrationalis – подсознательный, неразумный) – идеалистическое течение в философии, которое утверждает ограниченность рационального познания, противопоставляя ему интуицию, веру, инстинктивные проявление в сознании (подсознательное мышление), как основные способы познания окружающего мира. Иррационализм противопоставляет себя рационализму, его тенденции прослеживаются в мифологии, религии, средневековой мистике, как философское течение «И.» оформился в 19 ст. Гносеологические корни «И.» кроются в абстрактном, формальном, метафизическом толковании разума традиционным рационализмом, в сведении разума до рассудка, где человек предстает только как гносеологический субъект. Основным аргументом «И.» является утверждение, что рассудок человека может осмыслить только явление, то, что уже обусловлено, заранее предопределенно; а сама суть – абсолютное, безусловное – для него недоступна. К примеру, адепты «И.» Ф.-Г. Якоби, противоп. рационализму – веру. Ф.-В.-Й. Шопенгауэр – ... Читать дальше »
Категория: Философия | Просмотров: 504 | Добавил: Azazel | Дата: 28.08.2010 | Комментарии (0)

Бытие – 1) То, что реально существует. Это понятие фиксирует наиболее общее в вещах – их простое наличие. В философии понятием «Б.» обозначают Первооснование, реальное существование, которому не предшествует никакое другое. Материалисты считают что таким «Б.» является природа, материя. С точки зрения идеализма, этим «Б.» является дух, разум, бог. Диалектический материализм в целом не отрицает что сознание, мышление имеют «Б.», но придерживаются мнения что «Б.» сознания, мышления порожденное и обозначенное через «Б.» материи, природы. 2) В гносеологии «Б.» противопоставлено сознанию как объективная реальность, что существует в подсознании (вне сознания) и этим обозначает ее (осознание). Материализм считает объективно реальное «Б.» (материю) независимым от сознания, чувств, опыта, человечества. Идеализм наоборот отождествляет объект познания с чувственным восприятием, «музами», идеями (сущностями) – истолковывает «Б.» как нечто идеальное, зависимое от сознания, порожденное им. Диалектиче ... Читать дальше »
Категория: Философия | Просмотров: 455 | Добавил: Azazel | Дата: 28.08.2010 | Комментарии (0)

Агностицизм – (греч. – непознаваемый) – философское течение отрицающее возможность познания сути вещей и закономерностей развития реальности (действительности). Агностик разрывает сущность (суть) и явление (событие, проявление чего либо), не идет далее ощущений, останавливаясь на полпути, по эту сторону явления, и отказывающийся видеть, что-либо за гранью эмпирического восприятия (чувственных ощущений). Собственно он и руководствуется в диалоге только субъективным мироощущением личностного характера. Термин «А.», впервые использовал Т.-Г. Гексли, хотя сама тенденция ограниченности возможности познания тянется еще со времен древнегреческой философии, в частности это проявляется в скептицизме. Философы идеалисты, в частности Д. Юм утверждал, что приобретенный опыт ознакомляет нас только с ощущениями, поэтому мы не можем знать насколько субъективная оценка, соответствует объективной реальности вокруг нас, но даже и, то существует ли она вообще вне наших ощущений. И. Кант доп ... Читать дальше »
Категория: Философия | Просмотров: 529 | Добавил: Azazel | Дата: 28.08.2010 | Комментарии (0)

Аналогия – (греч. – подобно, похожее) – умозаключение в котором от внешней подобности предметов за одними признаками, делается вывод про возможность их схожести по другим признакам. Аналогично – при умозаключении по аналогии, знания, полученные при рассмотрении предмета (объекта, модели), переносятся на другой, менее доступный для исследования (созерцания, диалога). Аналогия широко использовалась в квантовой физике, с ее помощью выстраивались обширные абстрактные теории-аналогии, – модели призванные лучше понять природу вещей, спрятанную от человеческого зрения. «А.» модель (лат. modus – образец, копия, образ) – предметная, математическая или абстрактная система, имитирующая или отображающая принципы внутренней организации, функционирования, особенностей исследуемого объекта (оригинала). Непосредственное изучение, которого, по разным причинам, невозможно или усложнено. Модель заменяет этот объект, давая общее представление о нем, или же в процессе цел ... Читать дальше »
Категория: Философия | Просмотров: 533 | Добавил: Azazel | Дата: 28.08.2010 | Комментарии (0)

Аллегория – (греч. – иносказательно) – условное изображение абстрактных понятий и представлений в конкретном творческом (художественном, литературном) образе или диалоге. Основным способом изображения «А.», является обобщение человеческих понятий; представления раскрываются в образах и поведении животных, растений, мифологических персонажей, неживых предметах, что обретают переносное значение. Аллегория возникла на почве мифологии, по ширилась в фольклоре, и получила свое развитие в изобразительном искусстве. «А.» характерна для байки, притчи, моралите, но ранее встречалась также и в трактатах философского и религиозного содержания.
Категория: Философия | Просмотров: 546 | Добавил: Azazel | Дата: 28.08.2010 | Комментарии (0)


Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz