Тотемизм – в качестве тотемов, как правило, выступали животные реже насекомые еще реже растения или другие предметы. В отношении последних, то они проявлялись в тех природных условиях, где охота дает мало добычи и племена вынуждены были обращаться к разным пищевым суррогатам, собиранию насекомых их личинок или растений. Это особенно заметно у австралийских племен, живущих в полупустынных внутренних областях и в среде племен бушменов. Тотем не считается, каким либо высшим божеством, да и обожествление его отсутствует, есть только вера в какое-то «таинственное родство» с ним (в общем, здесь нет ничего таинственного, человек и его пища изначально взаимосвязаны). Общее отношение к тотему выражали такими словами как «это наш друг», «наш старший брат», «наш предок» или более рационально – это «наше мясо». В некоторых племенах, где тотемизм особенно развит, т.е. достиг своего пика почитания, встречаются тотемы не органического происхождения: тотем дождя, горячего ветра, солнца и т.п. Определенные тотемические запреты, связанные с пищей и магические верования возникли уже во времена становления первых религий, и в разных местах они разные, зависит от природных и климатических условий. Когда тотемизм начал формироваться как определенный религиозно-магический культ, возникли определенные священные тотемические центры, обычно это какая ни будь местность в пределах охотничьей территории рода, отмеченная особым знаком: скала, дерево, водоем, ущелье и т.п. как правило, там же находился и тайник, где хранились священные предметы для культовых обрядов. Данная территория была строго табуирована, доступ всех посторонних был запрещен, а в некоторых местах человека нарушавшего этот запрет убивали. В целом это конечно примитивная религия, связанная с верой во взаимную магическую зависимость человека и его тотема. В некоторых племенах верили, к примеру, в то что бы причинить вред врагу достаточно убить его тотем, в итоге это породило примитивные верования во вредоносную магию. В дальнейшем эти верования привели к дифференциации племенных родов – объединения во фратрии. Фратрии племен носили тотемические имена: например клан орла, ворона, волка, рыси и т.п. С началом первичной дифференциации примитивного общества по кастовому признаку, индивидуализации примитивных верований, и появления первых жрецов-шаманов, возникает вера в индивидуального тотема, покровителя или духа. Обычно он бывает только у мужчин, и то не у всех, но чаще всего у колдунов, знахарей, шаманов и вождей.