Абстракция – момент познания (проблеск, путь Разума). Вытекает из процесса осмысления, одного из его моментов абстрагирования Целого, дифференциации отдельных его сторон, присущих свойств, в самостоятельные объекты, в отношении определенных предметов познания. Абстракция есть процесс мысленной изоляции, хирургического вмешательства в Целое, отделение частного предмета, отношения, свойства из совокупности предметов, свойств и отношений. Абстракция разрывает, расчленяет, омертвляет, огрубляет или сводит к примитиву при этом, формируя целостную, схематизированную (двухмерную) реальность, в отдельно взятой «А.», субъект которой отличается от реального (трехмерного) Целого. Абстракция как результат процесса абстрагирования – понятий (истина, гипотеза, теория), категорий (качество, количество), является проникновением человеческой мысли вглубь предмета, – от явления до сути. Являясь способом перехода обработанных наблюдений, от общих представлений в понятия, она таким способом обеспечивает изучение отдельных сторон Целого, в чистом виде, таким образом, проникая в их суть. Односторонность «А.», снимается развитием познания в Целом, в котором «А.» представляет собой момент познания, который исчезает в процессе отображения конкретной реальности, в общей взаимосвязи и развитии Целого. Материалистическая диалектика рассматривает «А.» в неразрывной взаимосвязи с анализом и синтезом, обобщением и т. п. категории «А.», являются отображением конкретного в мышлении. Метафизическая абсолютизация «А.». с объективным превращением ее в реальную сущность, является одним из гносеологических корней идеализма. Правомерность тех или иных «А.» их истинность в конечном результате, проверяется на практике (материалистами). Логика рассматривает конкретные виды и способы «А.»: изолирующая, обобщающая, ассоциативная абстракция, абстракция бесконечности и т. д.