Пятница, 20.09.2024, 00:55
Мир Вашему Дому Гость | RSS
Orden Hrama T
Главная
Регистрация
Вход
Меню сайта

Категории раздела
Философия [61]
Короткие статьи-описания философской терминологии, общее о философах и философских школах и течениях.
Религия [9]
Короткие статьи-описания, для религиозных культов и вероучителей.

Поиск

Форма входа

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » 2010 » Май » 17
666 – является суммой магического квадрата Солнца (по каббале) т.е. это обозначение Солнца или другой солярной сущности, например ядра галактики, и не более того. Это число стало популярным благодаря Апокалипсису Иоанна (где также было использовано для обозначения «государства Солнца»), составленного адептами каббалы, последователями пантеистического бога Начала и Конца.

Просмотров: 518 | Добавил: toha | Дата: 17.05.2010 | Комментарии (0)

Фанатизм – (лат. fanaticus – безумный, от fanum – храм, жертвенник, алтарь) – безумная одержимость какими либо идеями, в соединении с нетерпимостью к другим каким либо взглядам. Фанатик – человек, безумно и с нетерпимостью к оппоненту, отстаивающий какую либо идею, иногда, даже ценой своей собственной жизни.

Категория: Философия | Просмотров: 505 | Добавил: toha | Дата: 17.05.2010 | Комментарии (0)

Истина – адекватное отображение в процессе познания объективной реальности; результат Целого доказанного на практике, гносеологического отношения при котором познавательный образ субъекта выступает как верное отображение реально существующего объекта. Диалектический материализм, рассматривает «И.» как выражение взаимосвязи процесса познания с реальностью, совпадение познавательных образов с реальным объектом. Именно практика в материализме является основой и критерием Истины. В идеалистическом течении сама Истина является субъектом или объектом, являясь тем самым субстанцией бытия. Категории абсолютного, относительного, конкретного отображают разные ступени, фазы, аспекты осмысления Целой, объективной Истины в исследовании определенного фрагмента реальности. Истина отображает ту ступень, на которой теоретическое воплощается в практическую деятельность (теория превращается в практику). В итоге, Истина как суждение, отображает реальное состояние вещей, для данного отрезка времени, или на ... Читать дальше »
Категория: Философия | Просмотров: 485 | Добавил: toha | Дата: 17.05.2010 | Комментарии (0)

Обскурантизм – (лат. obscures – темный, затемняющий) – 1) Враждебное отношение к современной науке, просвещению, социальному прогрессу, поддержка и распространение религиозных догм и мифов, в интересах защиты религии. Термин «обскурантизм» возник в 16 ст. в связи с возникновением просветительского движения направленного против средневекового мракобесия. 2) Религиозное мировоззрение, антипод современного научного мировоззрения.

Категория: Философия | Просмотров: 659 | Добавил: toha | Дата: 17.05.2010 | Комментарии (0)

Интеллект – (лат. intellektus – понимание, рассудок, познание) – способность к мышлению, в особенности к его высшим теоретическим уровням, иногда является синонимом понятия абстрактное мышление. В современном мире принята за основную, концепция интеллекта за Ж. Пиаже. Согласно этой концепции «И.» является особенной, наивысшей формой духовного приспособления организма человека, к окружающему миру; – специфической деятельностью, которая являясь производным от внешней предметной деятельности человека, проявляется как совокупность жизненно-важных, активных операций, что скоординированы между собой и образуют необратимые, устойчивые и одновременно подвижные целостные структуры.

Категория: Философия | Просмотров: 480 | Добавил: toha | Дата: 17.05.2010 | Комментарии (0)

Пантеизм – (греч. все и бог) – философское учение, по которому Создатель есть Безличностное Начало, разлитое по всей Природе (энергия «mana»). Он ассоциируется с Природой, являясь тождественным ей, или же с ее субстанцией. Методологическую основу учения, составляло учение об эманации (см.), а так же учение о непосредственном, сверхразумном познании бога. Термин «пантеизм», ввел в обиход Дж. Толанд (1705 г.), хотя само учение существовало в глубокой древности. Его следы прослеживаются в Индии, Китае (даосизм), Греции (концепции Анаксагора). После возникновения мировых религий христианства и ислама, пантеизм стал теоретической основой натурфилософских учений, что противостояли креационизму. Пантеистические идеи проявляются в учении неоплатоников, характерны для ранехристианских ересей, и распространялись в эпоху Возрождения (Николай Кузанский и др.). Корни пантеизма уходят в глубокую древность, они прослеживаются в самой древней религии человечества – анимизме – это вера ... Читать дальше »
Категория: Философия | Просмотров: 543 | Добавил: toha | Дата: 17.05.2010 | Комментарии (0)

Целое и частичное – категории, отображающие отношение между совокупностью предметов или же их сторон, элементов, взаимосвязей – их объединяющих и приводящих к появлению в данной совокупности новых свойств и закономерностей не присущих предметам, сторонам, элементам в их расчленении. Категории «Ц.и ч.» характеризуют общее движение познания, отталкивающегося от нераздельного представления о Целом, и переходящее к анализу, дифференциации Целого на части, стороны и в завершении отображение объекта в мышлении (сознании) в форме конкретного Целого. Тезу о приоритете Целого над частичным, сформулировал еще Платон, но в ее выразительной форме разграничения суммы частей и Целого обосновал Аристотель. «Целое – это образование, где размещение частей, обусловливает (определяет) отличие (различие, переменность)». Метафизический подход к Целому – «нет ничего в Целом, чего бы не было в частичном», и мистико-идеалистический – «Целое больше, нежели сума частей; являясь ... Читать дальше »
Категория: Философия | Просмотров: 636 | Добавил: toha | Дата: 17.05.2010 | Комментарии (0)

Паралогизм – (греч. – неправильная мысль) – случайная, неосознанная логическая ошибка в мышлении (в доведении, в споре, диалоге), возникающая при нарушении законов или правил логики и приводящая к ошибочному выводу (заключению). Паралогизм следует отличать от софизма – сознательного нарушения правил логики.
Софизм – (греч. – суждение, хитро, придумано хитро) – ошибочное заключение, сделанное умышлено, но имеющее видимость истинного. Способы составления «С.»: ошибочные выводы выдаются за истинные; вывод делается с нарушением правил умозаключения. Например: «Люди, копирующие чужие подписи, делают преступление. Гравер копирует чужие подписи, вывод – значит, гравер делает преступление».

Категория: Философия | Просмотров: 721 | Добавил: toha | Дата: 17.05.2010 | Комментарии (0)

Я – в философии центральное понятие многих идеалистических систем, по которым субъект является первичным активным и систематизирующим фактором, носителем духовных способностей. По Р. Декарту «Я мыслю», является исходным принципом философии, которое сопровождает каждый сознательный акт, у Декарта, которого считают основателем рационализма, сфера сознания и Я сливается. Г.-В. Лейбниц считал что мы осознаем лишь немногое из того что переживает душа. И. Кант различал эмпирично-индивидуальное и «чистое Я» которое выступает как трансцендентальное Целое апперцепции и как носитель категорического императива. По Й.-Г. Фихте, «Я» – абсолютное творческое начало, которое является фундаментом всего сущего и самого себя как «не Я» (в отрицании своего Я). Г.-В.-Ф. Гегель выходил из принципа исторического развития, рассматривая «Я» в зависимости от ступени развития морального самосознания, духовной зрелости эпохи. По ходу истории, за Гегелем, ширится сфера человеческой о ... Читать дальше »
Категория: Философия | Просмотров: 804 | Добавил: toha | Дата: 17.05.2010 | Комментарии (0)

Эквивалентность – (лат. equivalens – равноценный) – простейшее из бинарных отношений типа равности (тождественности, равнозначности, изоморфизма), это такая связь двух объектов, которая отвечает условиям рефлективности, симметричности, транзитивности. В логике «эквивалентно» – связь двух выражений, обозначающий, что они вместе, или истинные или ошибочные.

Категория: Философия | Просмотров: 735 | Добавил: toha | Дата: 17.05.2010 | Комментарии (0)

Эвристика – (греч. – ищу, в поиске) – термин обозначающий ветвь знаний о творческой деятельности. Походное от восклицания Архимеда – Эврика. Связанный с поиском и открытием новых путей в суждениях, идеях, способах жизнедеятельности человека (сообщества). Понятие «Э.» возникло в Древней Греции, как метод учения, который использовал Сократ. Впоследствии этим термином стали называть науку, которая изучает творческую деятельность, основное ее занятие создание моделей того, как осуществляется процесс поиска нового решения задач.

Категория: Философия | Просмотров: 474 | Добавил: toha | Дата: 17.05.2010 | Комментарии (0)

Эмпиричное и теоретическое – два основных, связанных между собой видов знания (способов познания), качественно отличающиеся, по сути, смыслу и формой отображения объективной реальности. Эмпиричное отображает действительность со стороны ее внешних связей и отношений. Фиксирует внешние проявления процессов и событий, заключая в себе все доступное созерцанию (все, что можно увидеть, услышать, почувствовать и осмыслить). Теоретическое – выходит из эмпиричного, систематизируя накопленный материал, придерживаясь принципа внутренних взаимосвязей, и закономерностей в движении.

Категория: Философия | Просмотров: 461 | Добавил: toha | Дата: 17.05.2010 | Комментарии (0)

Эмпиризм – (греч. – опыт) – теоретическое направление рассматривающее процессы мышления и познания, которое в противовес рационализму считает единственным источником и критерием познания естественный опыт (профессиональное чутье, наитие). А в формах мышления видит сугубо субъективный способ систематизации представлений, в целом недооценивая теоретическую роль в процессе познания. Сторонники идеалистического течения рассматривали «Э.» как внутреннее переживание субъекта, одну из форм чувственного восприятия, интуитивного созерцания поставленной цели (проблемы). Выйти за грань эмпиричного, значит выйти за рамки накопленного опыта, устоявшихся, общепринятых теорий, или же за рамки материального восприятия реальности.

Категория: Философия | Просмотров: 430 | Добавил: toha | Дата: 17.05.2010 | Комментарии (0)

Плюрализм – (лат. pluralis – множественный) – философская концепция идеалистического течения, по которой все существующее слагается с множества самостоятельных, равнозначных субстанций, что не сводятся к единому началу, противоположный монизму. В гносеологии «П.» стоит на позициях агностицизма и иррационализма, отстаивая множественность истины. На этих же позициях находились Г.-В. Лейбниц и Й.-Ф. Гербарт. «П.» распространенный и в современной социологии, в частности присущий концепции множественности социальных факторов имеющих одинаковое значение в жизни сообщества.

Категория: Философия | Просмотров: 535 | Добавил: toha | Дата: 17.05.2010 | Комментарии (0)

Дилемма – (греч. – от и предположение, пропозиция) – 1) Особый вид умозаключения с условными и разделительными основаниями. Различают конструктивную «Д.» – утвердительная форма (modus ponens) и деструктивную «Д.» – отрицательная форма (modus tollens) дилеммы. Каждая из них может быть простой или сложной. В общем сложная конструктивная дилемма имеет форму: «если А, значит В; если С, значит D; - A или С; значит, В или D». 2) В обиходе разделительное суждение с двумя альтернативами. Например, в определительном: «ты (он) мне или друг, или враг».

Категория: Философия | Просмотров: 559 | Добавил: toha | Дата: 17.05.2010 | Комментарии (0)

Факт – (лат. factum – осуществившееся, сделанное) – 1) В обиходе – действительно произошедшее событие, последствие, случай, идея. 2) В методологии и логике – суждение (заключение), которое фиксирует события, происходящие объективно, независимо от сознания. 3) Исторический факт исполняет специфическую функцию, поскольку отображает, скорее всего, субъективное суждение о том или ином факте, произошедшем в истории сообщества, государства, планеты. К примеру: «Иисус бен Пандира (сын Пандиры), Духовный Учитель секты Назареев (мистико-религиозное течение с элементами философского атеизма), в начале 1 ст. развернул широкую антирелигиозную деятельность на территории Палестины, направленную против иудейских первосвященников. Был схвачен местными властями, передан представителю оккупационного правительства, для суда и казнен». Это объективный факт, который подтверждается, по крайней мере, из трех независимых источников – иудейского Талмуда, «Анналов» Тацита и в «Иудейских древностях» Иосифа Флави ... Читать дальше »
Категория: Философия | Просмотров: 996 | Добавил: toha | Дата: 17.05.2010 | Комментарии (0)

Реальность – (лат. realis – действительный, от res - вещь, предмет) – То, что имеет бытие. Диалектический материализм различает объективную и субъективную реальность. Объективная реальность – это материя во всей совокупности конкретных форм ее существования (независимая от осознанных действий). Субъективная реальность – явление сознания (осознанная действительность). В этом значении объективная и субъективная реальность отличны и обоюдно противоположны. Смысл понятия «Р.» материалисты и идеалисты толкуют по разному. Борьба этих двух направлений велась еще вокруг вопроса о первичности или вторичности идеального. Идеалистическое толкование «Р.» берет свое начало от объективного идеализма Платона, который считал идеи первичной реальностью. В средневековой схоластике (номинализм, реализм), представители реализма утверждали что Целое (универсалии) имеет самостоятельное, объективно-реальное существование и предшествует существованию единичных вещей. В германской классической философии такое ... Читать дальше »
Категория: Философия | Просмотров: 482 | Добавил: toha | Дата: 17.05.2010 | Комментарии (0)

Реализм – (лат. realis – действительный) – в философии 1) Реализм средневековый – объективно- идеалистическое направление в средневековой схоластике, который в противовес номинализму считал, что общие понятия (универсалии), не есть отображение предметов и явлений материального мира в сознании человека, а являются реальными духовными сущностями – субстанцией вещей (предметов). Теоретическим основанием «Р. С.» была объективно-идеалистическая философия Платона, а позднее идеалистически истолкованное учение Аристотеля о форме как о сути бытия. «Р.С.» возник и распространился в Зап. Европе в 11-13 ст. его известные адепты Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский. Имел направления – крайнее и умеренное. Представители первого утверждали, что универсалии существовали до возникновения вещей, как их прообразы, и в вещах проявляют только свои свойства. Апологеты второго направления утверждали, что универсалии являются идеальной формой выражения самых вещей, и неотделимы от них. Возможно, что за пр ... Читать дальше »
Категория: Философия | Просмотров: 560 | Добавил: toha | Дата: 17.05.2010 | Комментарии (0)

Рационализм – (лат. rationalis – разумный, от ratio – разум) – 1) В общих понятиях – философское течение, противостоящее мистике, теологии, иррационализму. Убеждение в способности человеческого разума, самостоятельно познать законы развития природы и общества. 2) Познавательно теоретическое направление, которое в противовес эмпиризму, считает единым источником и критерием познания – разум (теоретическое мышление). Рационализм отрывает разум от естественного опыта, чувственного восприятия и абсолютизирует понятие, мышление. Согласно «Р.» положения в науке должны быть согласованы ми с принципами разума. Сторонники направления, считают что «истина разума», отличается от неполноценных эмпиричных обобщений, которые не могут дать настоящих знаний. Признаком истинного знания рационалисты считали его четкость, ясность, интуитивно осмысленную самоочевидность, что исключает всякие сомнения. Самоочевидность объясняли прирожденностью знаний (см. Прирожденные идеи), их априорностью (см. Априори и а ... Читать дальше »
Категория: Философия | Просмотров: 659 | Добавил: toha | Дата: 17.05.2010 | Комментарии (0)

Вероятность – 1) понятие, что характеризует количественную сторону возможности, обусловливает ее объективную ступень, а значит способность стать действительностью. Понятие «вероятность» раскрывает насколько детерминировано данное явление; насколько необходима данная возможность. Вероятность возможности, которая ничем ни детерминирована и равняется нулю, является невозможностью. Возможность, что имеет полный набор факторов обусловливающих ее, превращается в действительность. Математическое понятие «В.», разрабатывается в теории вероятности, которая изучает закономерность массовых явлений, что имеют случайный характер, орудует категориями материалистической диалектики: возможность-действительность, необходимость-случайность. 2) В обиходе, суждение о «В.» какого либо события или явления, обозначается информацией, что есть в распоряжении субъекта, а также его интеллектуальными и психологическими качествами со склонностью верить или не верить в возможность данного события (явления).

... Читать дальше »
Категория: Философия | Просмотров: 515 | Добавил: toha | Дата: 17.05.2010 | Комментарии (0)

Адепт – (лат. adeptus – тот, кто достиг) – 1)Посвященный в тайну учения, какого-либо тайного сообщества – секты, ордена. 2) Ярый последователь, приверженец какой-либо идеи или учения.

Категория: Философия | Просмотров: 585 | Добавил: toha | Дата: 17.05.2010 | Комментарии (0)

Циник – (греч. – киник, лат. cynici) – киническая школа основанная в 4 ст. до н. э. Антисфеном, название происходит от города Киносарг, где Антисфен проводил занятия с учениками. В противовес объективно-идеалистическому учению Сократа и Платона, циники отвергали объективное существование общих понятий, отбрасывая платоновский мир идей, считая, что реально существуют только конкретные, воспринимаемые чувствами, вещи. Особое внимание циники уделяли проблемам этики. Этические взгляды базировались на идее автаркии – само изолированности человека от общественной жизни, в неподчинении каким либо законам или общественным нормам (см. Анархия). В этом они доходили до крайности, считая, что нужно отказаться от всех плодов и приобретений цивилизации, сбросить ее скорлупу и вернуться к природному состоянию. Циники оказали значительное влияние на развитие этических учений в Древней Греции и средневековой философии. В дальнейшем «циник» как и его производное «цинизм», стало нарицательным, обозначающ ... Читать дальше »
Категория: Философия | Просмотров: 489 | Добавил: toha | Дата: 17.05.2010 | Комментарии (0)

Иллюзия – (лат. illusio – обман, ошибка) – 1) Искривленное сознанием восприятие реальной действительности. От иллюзии следует отличать галлюцинацию, при которой, как правило, реального внешнего объекта не существует. Агностицизм использует иллюзию, как аргумент для довода неадекватности человеческих восприятий объективной реальности. Диалектический материализм рассматривает иллюзию, как отображение реальности, ошибочность восприятия которой имеет свои гносеологические, психологические или социальные причины. 2) В обиходе – необоснованная надежда, несбывшаяся (недосягаемая) мечта. В целом иллюзия формируется через призму субъективных взглядов (религиозных, идейных и пр.) человека, или же под влиянием окружающего его фактора иллюзий (религии, идеи и пр.).

Категория: Философия | Просмотров: 550 | Добавил: toha | Дата: 17.05.2010 | Комментарии (0)

Метафизика – (греч. – за, после и природа) – 1) Антидиалектический способ мышления, методы познания, который рассматривает предметы и явления вне их внутренних связей (см. Абстракция), оторвано одно от другого в их застывшем, неизменном виде. 2) Термин «метафизика», берет свое начало от названия философских трактатов Аристотеля, которые при систематизации его ученик Андроник Родосский, поместил после трудов с физики – «после физики». Термин «М.» употребляли для обозначения философских трудов «о начале всего сущего», о боге, душе, сущностях и т. д. и в дальнейшем для обозначения философии, в общем. В современное время под метафизикой подразумевают философские труды о сверхъестественном, недоступном прямому анализу «началах», которые лежат за гранью реальности, материального восприятия реальности. Метафизика пытается развязать философскими методами, проблемы, выходящие за грань эмпиричного, при этом создавая эвристические модели которые невозможно проверить экспериментально или математич ... Читать дальше »
Категория: Философия | Просмотров: 578 | Добавил: toha | Дата: 17.05.2010 | Комментарии (0)

Гностицизм – (греч. – познаю, тот, кто познает) – философское, религиозно-мистическое течение, развивавшее различные учения, в основе космологического характера, гностики проповедовали веру в высшее мистическое знание (гносис). Известны некоторые дохристианские (в частности Орден Гермеса Трисмегиста) и ранехристианские течения. В целом гностиками называли всех, кто не удовлетворялся просто слепой верой, а пытался расширить ее границы, придать ей глубину и стройную систему. В общем, течение гностиков пыталось сформулировать картину мироздания, исходя из материального мира, опираясь при этом на древние знания Востока (Индия, Иран) и Запада (Египет, Европа), используя также разнообразные трактаты античной философии. Мировоззрение гностиков оказало огромное влияние на формирование ранехристианской религии, но впоследствии было отброшено христианской Церковью как еретическое, а их труды были уничтожены.

Категория: Философия | Просмотров: 511 | Добавил: toha | Дата: 17.05.2010 | Комментарии (0)

Апокалипсис – (греч. – открытие, откровение) – «Откровение Иоанна Богослова» или Иоанна Патмоского ( с острова Патмос). Последняя книга Нового Завета, и одна из самых первых в ранехристианской литературе, написанная ок. 69 г. Является одним из самых древних сочинений христианской канонической литературы. Данное сочинение относится к разряду апокрифов, как в прямом, так и переносном смысле. «А.» написанный в духе астрологической каббалы, под влиянием более древних пророческих текстов из Септуагинте, явно имеет пророческий характер. Поэтому его скрытый смысл понятен только последователям данного тайного учения. Также непонятно почему он включен в догмат, ведь даже за километр видно, что он написан гностиком, находящимся под влиянием пантеистических идей, что видно хотя бы с данной строки: «Храма (Церкви) я не видел в нем; ибо Господь Бог Вседержитель (Создатель) – храм его, и Агнец». В ранехристианской литературе Агнец, это Иисус Христос, олицетворяю ... Читать дальше »
Категория: Философия | Просмотров: 478 | Добавил: toha | Дата: 17.05.2010 | Комментарии (0)

Апокрифы – (греч. – тайный, спрятанный) – 1) Трактаты религиозного и космогонического характера ранехристианской литературы, которые не были включены Церковью в канон. До апокрифов отнесли такие уцелевшие книги как: Евангелие Никодима, Первоевангелие Иакова-еврея, Книга Иосифа-плотника, апокрифические «Деяния», Пастырь Гермы, «Учение 12 апостолов (Дидахе)», «Хождения Богородицы по муках» и прочее. В некоторых трактатах отображена борьба различных течений в раннем христианстве. Все они отличались от канонического сюжета, и толковали его по-другому, нежели позднее официальное церковное учение. 2) В дохристианской литературе так назывались трактаты различного характера (пророческого, космологического и пр.), со спрятанным, иносказательным смыслом, понятным лишь посвященным в данное тайное учение.

Категория: Философия | Просмотров: 450 | Добавил: toha | Дата: 17.05.2010 | Комментарии (0)

Атеизм – (от греч. – нет и бог) – букв. «бога нет». 1) Система взглядов и принципы разъяснения окружающего мира, что исключают существование или вмешательство сверхъестественного (бога) в естественные процессы мироздания, но придерживаются Абсолютного Начала; антипод религиозного мировоззрения. 2) «А.» в философии – отдельное течение в философии, предметом которой есть изучение религии, религиозных и космогонических мифов, а задачей опровержение религиозного мировоззрения, преодоление религиозных предрассудков. Атеизм как религия философии (см. Я) существовал еще с глубокой древности, это нормальное явление, отображающее человека как индивидуума способного к самостоятельному мышлению, принятию решений. А богов как всегда, то возносили до небес, то поносили прямо пропорционально их почитанию, не говоря уже о священниках и жрецах. 3) «А.» коммунистический – радикальное течение в атеизме, отрицающее существование сверхъестественного (бога), в каком бы то ни было его проявлении. Возник на ... Читать дальше »
Категория: Философия | Просмотров: 537 | Добавил: toha | Дата: 17.05.2010 | Комментарии (0)

Апология – речь или письменное сочинение на защиту определенного предмета, личности, теории или учения. Открытая, прямая, откровенная защита, тех или иных положений, понятие, введенное в древнегреческой философии. В дальнейшем апологетами называли всех ярых приверженцев, открыто выступающих на защиту какой либо идеи.
Апологеты – (греч. – защищаюсь). 1) Историческое название ранехристианских писателей (Юстин, Терттулиан, Ориген и др.), которые пытались обосновать, и открыто защищали христианское учение от критиков, в период 2-3 ст. Апологеты заложили фундамент христианской Церкви, но с конца 4 ст. литературу апологетов, постепенно вытесняют полемические сочинения направленные против различных ересей – отдельных течений в христианской религии. 2) в переносном смысле так называют ярых защитников тех или других идеологических течений, систем, теорий или учений.

Категория: Философия | Просмотров: 569 | Добавил: toha | Дата: 17.05.2010 | Комментарии (0)

Анархия – (греч. – безвластие) – полит. течение, то отрицает государство (сообщество как государственное образование), в частном, и в целом какую либо власть. «А.» течение сложилось на протяжении 40-60 гг. 19 ст. Идеологами «А.» в разное время были М. Штирнер, М.О. Бакунин, П.О. Кропоткин, Н. Махно. Термин «А.» ввел в обиход один из его ярких идеологов П.-Ж. Прудон. «А.» рассматривает государство исключительно как орган насилия, источник социального зла – экономической (социальной, общественной) неравности, эксплуатации человека человеком и пр. Выступает против какой либо социальной дисциплины, структурной (государственной) полит. организации (руководящего, законодательного аппарата). Исповедует неограниченную свободу отдельной личности (индивидуума), является ярким проявлением индивидуализма.

Категория: Философия | Просмотров: 652 | Добавил: toha | Дата: 17.05.2010 | Комментарии (0)

Аналогия – (греч. – подобно, похожее) – умозаключение в котором от внешней подобности предметов за одними признаками, делается вывод про возможность их схожести по другим признакам. Аналогично – при умозаключении по аналогии, знания, полученные при рассмотрении предмета (объекта, модели), переносятся на другой, менее доступный для исследования (созерцания, диалога). Аналогия широко использовалась в квантовой физике, с ее помощью выстраивались обширные абстрактные теории-аналогии, – модели призванные лучше понять природу вещей, спрятанную от человеческого зрения. «А.» модель (лат. modus – образец, копия, образ) – предметная, математическая или абстрактная система, имитирующая или отображающая принципы внутренней организации, функционирования, особенностей исследуемого объекта (оригинала). Непосредственное изучение, которого, по разным причинам, невозможно или усложнено. Модель заменяет этот объект, давая общее представление о нем, или же в процессе целевого изучения оригинала, для получ ... Читать дальше »
Категория: Философия | Просмотров: 486 | Добавил: toha | Дата: 17.05.2010 | Комментарии (0)

Ассоциация – (лат. associatio – взаимосвязь) – связь, возникающая в процессе мышления, между элементами психики, в результате которой появление одного элемента, в определенных условиях, вызывает образ другого, связанного с ним; субъективный образ объективной связи между элементами, предметами или явлениями. Идеи о взаимосвязи предметов в воображении, развились еще в античной философии (Аристотель, Платон), но сам термин «ассоциация», был введен в 1698 г. Дж. Локком. Для обозначения взаимосвязи между представлениями, вызванными случайным стечением обстоятельств. Физиологической основой «А.», является кратковременная нервная связь, а фундамент этого психологического явления, покоится на условных рефлексах. В основе «А.» , лежит кратковременная, условная, генерация психических связей, отвечающих за предметное сходство (см. Аналогия). Основа мыслительного процесса сводится к операции «анализа-синтеза», условных взаимосвязей. К примеру, мы видим предмет, подсознание его анализирует, а вообр ... Читать дальше »
Категория: Философия | Просмотров: 555 | Добавил: toha | Дата: 17.05.2010 | Комментарии (0)

Абсурда Философия – философское учение. Основатель учения А. Камю утверждал, что жизнь абсурдна по своей сути, и любые ее попытки рационально осмыслить порождают в итоге вопрос о самоубийстве. По замыслу А. Камю следует жить по принципу «нет завтрашнего дня», он анализирует «критические ситуации», в жизни человека и в целом сообщества, формируя «постоянную ситуацию человека в окружающем мире». К примеру, человек живущий «сегодняшним днем», как правило, не задумывается над тем, что с ним произойдет завтра. Человек живущий «завтрашним днем», как правило, анализирует все события, происходящие с ним, и на основе этих событий пытается сформулировать «завтрашний день», он живет постоянной размеренной жизнью, иногда ради какой-то «идеи фикс». Но однажды, какая, ни будь функция (критическая функция, через обстоятельство, или же в сложившейся ситуации) в этих расчетах, выпадает, или, же теряется, и тогда человек пытается переосмыслить свое будущее без нее, в противном случае, когда он не в сост ... Читать дальше »
Категория: Философия | Просмотров: 520 | Добавил: toha | Дата: 17.05.2010 | Комментарии (0)

Абсурд – (лат. absurdus – бред, чушь) – в повседневном обиходе бессмыслица, небылица. В математике и логике, обозначает, что какой-то элемент не имеет ни какого смысла в рамках данной теории или системы, принципиально несовместимый с ней. Хотя элемент, который является абсурдом в данной системе, может иметь смысл в другой. В философском течении абсолютизма, играет заметную роль как инструмент познания Разума. Известны некоторые поздние течения, как например философия Абсурда.

Категория: Философия | Просмотров: 555 | Добавил: toha | Дата: 17.05.2010 | Комментарии (0)

Абстрактно и конкретно – (лат. Abstractio – растягивать, уменьшать; concretio – возрастание) – категории диалектической логики, где отображается диалектика дифференциации и целостности. В системном функционировании и развитии реальных явлений, отображает процесс их познания. Конкретное – реально существующий объект, отдельный предмет, или совокупность предметов. Целостное образование, отображающее внутреннюю суть Целого, объединяющее все его стороны, связи и взаимоотношения; единое Целое во всех его проявлениях, – частичных и особенных. Абстрактное – действительность вне сиюминутной реальности, или реального восприятия вещей. Абстрактное не является чем-то существующим рядом с конкретным, или же за ним, но оно может вытекать из него, или же быть одной из его сторон. Но являясь одной из сторон конкретного, оно находится в изоляции, относительной самостоятельности, оторванности от конкретного – его односторонним проявлением. Поэтому абстрактное это не только отдельное, оторванное от Цело ... Читать дальше »
Категория: Философия | Просмотров: 599 | Добавил: toha | Дата: 17.05.2010 | Комментарии (0)

Абстракция – момент познания (проблеск, путь Разума). Вытекает из процесса осмысления, одного из его моментов абстрагирования Целого, дифференциации отдельных его сторон, присущих свойств, в самостоятельные объекты, в отношении определенных предметов познания. Абстракция есть процесс мысленной изоляции, хирургического вмешательства в Целое, отделение частного предмета, отношения, свойства из совокупности предметов, свойств и отношений. Абстракция разрывает, расчленяет, омертвляет, огрубляет или сводит к примитиву при этом, формируя целостную, схематизированную (двухмерную) реальность, в отдельно взятой «А.», субъект которой отличается от реального (трехмерного) Целого. Абстракция как результат процесса абстрагирования – понятий (истина, гипотеза, теория), категорий (качество, количество), является проникновением человеческой мысли вглубь предмета, – от явления до сути. Являясь способом перехода обработанных наблюдений, от общих представлений в понятия, она таким способом обеспечивает и ... Читать дальше »
Категория: Философия | Просмотров: 535 | Добавил: toha | Дата: 17.05.2010 | Комментарии (0)

Абсолютное и относительное – философские категории. Абсолютное – обозначенное собой, что существует через себя, или существующее само по себе и не имеющее внешней причины своей необходимости (вне логики), абсолютно независимое и самодостаточное. Абсолютное – раскрывается только в себе самом, в своих обозначениях, различая себя в своих, только ему присущих свойствах, проявляясь самим собой во всех отношениях. Относительное – опосредствованное, вытекающее из другого, обозначенное посредством другого, существующее во взаимосвязи, следовательно, зависимое, и не самостоятельное. Категория «относительно», отображает моменты объективной реальности и ее познания, во взаимосвязи с другими ее моментами. Любой предмет представляет собой органическое соединение «А. и О.», в разных соотношениях и под разными углами зрения, он выступает то абсолютным то относительным. Не существует предметов, которые были бы полностью самостоятельными, или независимыми во всех отношениях от других. Не существует пре ... Читать дальше »
Категория: Философия | Просмотров: 524 | Добавил: toha | Дата: 17.05.2010 | Комментарии (0)

Абсолют – (лат. Absolutus – бесспорно, безусловно, неограниченно) – то, что ни от чего не зависит, термин введен в древнеримской философии, как противоположность относительному. В теокосмологических системах – вечный, неизменный, бесконечный во всем (вне категорий времени и пространства), Первоисточник, Первооснование Вселенной. Создатель – Абсолютная Идея, в философии абсолютизма (идеализма), высшая форма познания Вселенной.

Категория: Философия | Просмотров: 513 | Добавил: toha | Дата: 17.05.2010 | Комментарии (0)


Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz