Рационализм – (лат. rationalis – разумный, от ratio – разум) – 1) В общих понятиях – философское течение, противостоящее мистике, теологии, иррационализму. Убеждение в способности человеческого разума, самостоятельно познать законы развития природы и общества. 2) Познавательно теоретическое направление, которое в противовес эмпиризму, считает единым источником и критерием познания – разум (теоретическое мышление). Рационализм отрывает разум от естественного опыта, чувственного восприятия и абсолютизирует понятие, мышление. Согласно «Р.» положения в науке должны быть согласованы ми с принципами разума. Сторонники направления, считают что «истина разума», отличается от неполноценных эмпиричных обобщений, которые не могут дать настоящих знаний. Признаком истинного знания рационалисты считали его четкость, ясность, интуитивно осмысленную самоочевидность, что исключает всякие сомнения. Самоочевидность объясняли прирожденностью знаний (см. Прирожденные идеи), их априорностью (см. Априори и апостериори), в целом отстаивая идею о единстве законов мышления и бытия. В разъяснении принципов рационализма философы иногда стояли на диаметрально противоположных позициях: у Р. Декарта рационализм, связанный с признанием двух субстанций – материальной и идеальной. У Б. Спинозы теза о единстве мышления и бытия, имела материалистический характер. Теза о прирожденности знаний была самым уязвимым местом в рационализме. И. Кант, пытаясь соединить эмпиризм и рационализм, различал априорную форму знаний, и их эмпирическую сущность, тем самым отрицая принцип единства мышления и бытия, и открывая путь мистике и агностицизму. В философской системе Г.-В.-Ф. Гегеля, единство мышления и бытия, подразумевалась как единство объективной и субъективной диалектики на основании тождественности истинного бытия и мышления. В целом рационализм отыграл существенную роль в борьбе против религиозного догматизма и средневековой схоластики, в утверждении роли разума в развитии науки. Однако односторонность рационализма, уничижение роли эмпиризма, привели к тому, что уже в конце 19 ст. он потерял свое значение.