Гениальность таджикско-персидского поэта и философа Омара Хайяма (1040-1123 гг.), достойна его стихотворений. Стихи Хайяма «Рубаи», не только глубоко проникают в чувственный мир человека, они исполнены глубоким размышлением на тему философского атеизма, затрагивая религию и быт. Он открыто высмеивал призыв к отказу от благ земных во имя благ загробных. Утверждая, что загробного мира нет, существует лишь мир материальный, где царят законы Природы, перед лицом которой молитвы, и болтовня о рае и аде выглядит смешной. «К чему кумирен дым, светильники мечетей? К чему про рай и ад все разговоры эти?»; «Когда покинешь мир – ведь будет все равно, что делал, говорил, чем запятнал себя ты». Высмеивая учение о сотворении человека, он писал: «Когда ты для меня слепил из глины плоть, ты знал, что мне своих страстей не побороть; не ты ль тому виной что жизнь моя греховна? Скажи, за что же мне гореть в аду, господь?». Эпикурейскому положению о том, что несправедливость, царящая в обществе, опровергает существование провидения, он вторил: «О небо, к подлецам щедра твоя рука. Им – бани, мельницы и воды арыка; а кто душою чист, тому лишь корка хлеба. Такое небо – тьфу! – не стоит и плевка!». Довольно открыто высмеивая мировые религиозные догмы: «Дух рабства кроется в кумирне и Каабе, трезвон колоколов – язык смиренья рабий, и рабства черная печать равно лежит на четках и кресте, на Церкви и Мирхаби». Философы атеисты не ярые безбожники, по крайней мере, они не отрицают свой внутренний образ Создателя, до тех пор, пока кто-то не докажет обратное, сомнение стимул к поиску истины. «И так вот и живем под сводом голубым. Полубезбожники и полумусульмане».