Гениальность таджикско-персидского поэта и философа Омара Хайяма (1040-1123 гг.), достойна его стихотворений. Стихи Хайяма «Рубаи», не только глубоко проникают в чувственный мир человека, они исполнены глубоким размышлением на тему философского атеизма, затрагивая религию и быт. Он открыто высмеивал призыв к отказу от благ земных во имя благ загробных. Утверждая, что загробного мира нет, существует лишь мир материальный, где царят законы Природы, перед лицом которой молитвы, и болтовня о рае и аде выглядит смешной. «К чему кумирен дым, светильники мечетей? К чему про рай и ад все разговоры эти?»; «Когда покинешь мир – ведь будет все равно, что делал, говорил, чем запятнал себя ты». Высмеивая учение о сотворении человека, он писал: «Когда ты для меня слепил из глины плоть, ты знал, что мне своих страстей не побороть; не ты ль тому виной что жизнь моя греховна? Скажи, за что же мне гореть в аду, господь?». Эпикурейскому положению о том, что несправедливость, царящая в обществе, опроверга
... Читать дальше »
Представитель средневековой школы философского атеизма, французский философ Пьер Абеляр (1079-1142 гг.), в своем трактате «Введение в теологию», открыто заявил, что, либо все религиозные догматы – звук пустой, либо они имеют смысл, доступный пониманию разума человеческого. А если так, то истины религии подлежат контролю разума. «Опрометчиво верит тот, кто не разобравшись, беззаботно удовлетворяется тем, что ему говорят, не взвесив это, и не зная насколько основательны доказательства в пользу сообщаемого». Утверждая авторитет разума, призывая ничего не принимать на веру, Абеляр неоднократно говорил: «Не потому веришь, что так сказал бог, а потому что ты убежден, что так оно и есть». Разумный путь к достижению истины, утверждал философ – сомнение, которое должно быть исходным пунктом при решении любого вопроса. «Сомневаясь, мы начинаем исследование, а благодаря исследованию мы приходим к истине». В сочинение «Да и нет», он особо подчеркнул, что одно из двух мнений по одному и тому же воп
... Читать дальше »
Философия – (от греч. – любовь и мудрость; букв. любовь к мудрости) – Форма социально-общественного сознания, которая формулирует обобщенный взгляд на существующую действительность и место человека в ней. Размышляет над отношением человеческого мышления (сознания) к бытию, рассматривая практические, познавательные, этичное и эстетичное отношение человека к реальному миру. Возникла вследствие общественно-исторической необходимости развития познания картины окружающего мира, как становление научного мировоззрения. Основные направления в философии, вопрос об общей закономерности мироздания, идеал человеческого сообщества (государства), вопрос бытия, смысл жизни (Разума), и по сей день остаются самыми злободневными.
Альтернатива – (от лат. alter – одно из двух) – 1) Каждый из членов строгой дизъюнкции, которая выражает две и более возможностей, что исключают друг друга. Например: суждение «Углы бывают или прямые, или острые, или тупые», содержит три альтернативы. 2)Мысль что противоречит (расходится во мнении с) другой, или указывает на допустимую возможность. Например: "Некоторые растение размножаются спорами", является альтернативой утверждению «Ни одно растение не размножается спорами». Взаимоотношение подобных выражений по степени адекватности или по значению истинности, характеризуется исключением третьего законом (или-или, третьего не дано).