Представитель средневековой школы философского атеизма, французский философ Пьер Абеляр (1079-1142 гг.), в своем трактате «Введение в теологию», открыто заявил, что, либо все религиозные догматы – звук пустой, либо они имеют смысл, доступный пониманию разума человеческого. А если так, то истины религии подлежат контролю разума. «Опрометчиво верит тот, кто не разобравшись, беззаботно удовлетворяется тем, что ему говорят, не взвесив это, и не зная насколько основательны доказательства в пользу сообщаемого». Утверждая авторитет разума, призывая ничего не принимать на веру, Абеляр неоднократно говорил: «Не потому веришь, что так сказал бог, а потому что ты убежден, что так оно и есть». Разумный путь к достижению истины, утверждал философ – сомнение, которое должно быть исходным пунктом при решении любого вопроса. «Сомневаясь, мы начинаем исследование, а благодаря исследованию мы приходим к истине». В сочинение «Да и нет», он особо подчеркнул, что одно из двух мнений по одному и тому же вопросу, если не ложно то, по крайней мере, бессмысленно в своем повторении, если это касается общепринятых догм. В данное сочинение он собрал множество цитат из «священных текстов», явно противоречащих друг другу. Этим, показав, что истины «святого писания» дают диаметрально противоположные ответы на один и то же вопрос. Направив свой рационализм на борьбу со средневековым догматизмом, он объективно подрывал основы религиозных догм. Что вызвало бурю негодования в среде духовенства. В 1121 году, собор в Суассоне объявил эти взгляды еретическими, заставив Абеляра сжечь свой трактат, после чего заключил его в монастырь.