Альтернатива – (от лат. alter – одно из двух) – 1) Каждый из членов строгой дизъюнкции, которая выражает две и более возможностей, что исключают друг друга. Например: суждение «Углы бывают или прямые, или острые, или тупые», содержит три альтернативы. 2)Мысль что противоречит (расходится во мнении с) другой, или указывает на допустимую возможность. Например: "Некоторые растение размножаются спорами", является альтернативой утверждению «Ни одно растение не размножается спорами». Взаимоотношение подобных выражений по степени адекватности или по значению истинности, характеризуется исключением третьего законом (или-или, третьего не дано).
Гносеология – (греч. – познание и учение, знание) – теория познания, раздел философии который изучает познавательное отношение субъекта к объекту. Природу и возможности познания человеком окружающего мира и самого себя, общие условия, способы и закономерности движения познаний, критерий их истинности. «Г.» изучает исходные условия и общее основание любого познания, которое могло бы гарантировать его объективную истину. «Г.» рассматривает знания как субъективный образ объективной действительности; как таковой что имеет объективное содержание, являясь отображением объективной реальности. Не застывшим мертво-зеркальным, а активно-творческим отображением в специфических, субъективных формах, обусловленных особенностью мышления (познавательного аппарата) человека, его практикой и ранее накопленным знанием (опытом). Основными формами «Г.» является эмпирическое восприятие окружающего мира, которое предоставляет наглядно-конкретное знание о внешней стороне предмета (вещ
... Читать дальше »
Образ – познавательный образ. Одно из основных понятий материалистической теории познаний, которым обозначается форма существования материального в идеальном. «О.» является сложной совокупностью объективного и субъективного. Исходя из этого принципа, – познание человечества является целенаправленным процессом активного отображения объективного мира сознанием человека в форме субъективных идеальных образов. Гносеологическая характеристика ощущений как субъективного образа объективного мира, возникает в нашем сознании, вследствие внешнего движения вещей (временно-пространственная характеристика: образ-место-время). В этом объективный реализм отличается от наивного реализма считающего, что окружающий мир является непосредственно таким, каким его видит или воспринимает человек.
Идея – (от греч. образ, понятие) – высшая форма познания окружающей реальности, которая не только отображает объект, но и нацелена на его преобразование. Этим Идеяотличается от других форм мышления: понятий, теорий в которых отображен объект, но не выражено способов практической реализации знаний о нем (см. Абсолютная и относительная идеи).
Объективно – то, что принадлежит объекту и не зависит от субъекта. Термин «О.» в философских трудах, употребляется в различных аспектах. Это понятие относительно реальных объектов обозначает, что предметы, их особенности и проявления существуют вне и независимо от субъекта (онтологический аспект), относительно понятий, представлений, суждений – что они являются отображением материальной действительности, и их содержание не зависит от человека или человечества (гносеологический аспект). В повседневном обиходе под «О.», понимают факторы или процессы которые не зависят от воли или желания человека (человечества). Объективность противостоит субъективности – предвзятости (предубежденности). Объективность – научный подход к исследованию разнообразных явлений реальной действительности, один из основных принципов материалистической диалектики, которая противопоставила себя объективизму. В гносеологическом аспекте «объективность», обозначает возмо
... Читать дальше »
Эманация – (лат. emanatio – исход, расширение, истечение) – космологический термин введенный древними философами (содержал корень «mana»), который обозначал исход нижних форм бытия от Верхнего – единого, универсального, недвижимого Начала. В каббале «эманация» – это истечение божественной энергии в начале мироздания, в науке Древних «эпоха эманации в Сотворении», примерно соответствует «эпохе Большого Взрыва», в современной научной теории, но качественно отличается в трактовке пространственно-временных событий, до и после.
Апория – (от греч. – безысходность) – противоречие в суждении (мышлении), которое кажется необъяснимым (неразрешимым) с точки зрения субъективной логики. В формальной логике приобретает вид парадокса.
Парадокс – (греч. – неожиданный, странный) – 1) Формально-логическое противоречие, которое за некоторых условий возникает в процессе логического мышления. 2) Мысль, мнение, что поразительно расходится с общепризнанными взглядами, (устоявшимися теориями), и может быть не ошибочной, а реально отображать факты с неожиданной стороны (точки зрения).
Ирония – (от греч. – спрятанная насмешка) – категория психологии и эстетики, обозначающая, что оценка явления (предмета) несет смысловую нагрузку, противоположную непосредственно изложенному или выраженному. В отличие от сатиры, которая не скрывает критического отношения к субъекту образа, Ирония является разновидностью скрытой насмешки (глумления, издевательства); отрицание образа, через кажущееся утверждение. Ирония воплощается в различных образах в основном сатирических формах: гротеска, гиперболе, пародии, парадоксе.
Иррационализм – (лат. irrationalis – подсознательный, неразумный) – идеалистическое течение в философии, которое утверждает ограниченность рационального познания, противопоставляя ему интуицию, веру, инстинктивные проявление в сознании (подсознательное мышление), как основные способы познания окружающего мира. Иррационализм противопоставляет себя рационализму, его тенденции прослеживаются в мифологии, религии, средневековой мистике, как философское течение «И.» оформился в 19 ст. Гносеологические корни «И.» кроются в абстрактном, формальном, метафизическом толковании разума традиционным рационализмом, в сведении разума до рассудка, где человек предстает только как гносеологический субъект. Основным аргументом «И.» является утверждение, что рассудок человека может осмыслить только явление, то, что уже обусловлено, заранее предопределенно; а сама суть – абсолютное, безусловное – для него недоступна. К примеру, адепты «И.» Ф.-Г. Якоби, противоп. рационализму – веру. Ф.-В.-Й. Шопенгауэр –
... Читать дальше »