Пятница, 20.09.2024, 00:56
Мир Вашему Дому Гость | RSS
Orden Hrama T
Главная
Регистрация
Вход
Меню сайта

Категории раздела
Философия [61]
Короткие статьи-описания философской терминологии, общее о философах и философских школах и течениях.
Религия [9]
Короткие статьи-описания, для религиозных культов и вероучителей.

Поиск

Форма входа

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Философия
Паралогизм – (греч. – неправильная мысль) – случайная, неосознанная логическая ошибка в мышлении (в доведении, в споре, диалоге), возникающая при нарушении законов или правил логики и приводящая к ошибочному выводу (заключению). Паралогизм следует отличать от софизма – сознательного нарушения правил логики.
Софизм – (греч. – суждение, хитро, придумано хитро) – ошибочное заключение, сделанное умышлено, но имеющее видимость истинного. Способы составления «С.»: ошибочные выводы выдаются за истинные; вывод делается с нарушением правил умозаключения. Например: «Люди, копирующие чужие подписи, делают преступление. Гравер копирует чужие подписи, вывод – значит, гравер делает преступление».

Категория: Философия | Просмотров: 721 | Добавил: toha | Дата: 17.05.2010 | Комментарии (0)

Я – в философии центральное понятие многих идеалистических систем, по которым субъект является первичным активным и систематизирующим фактором, носителем духовных способностей. По Р. Декарту «Я мыслю», является исходным принципом философии, которое сопровождает каждый сознательный акт, у Декарта, которого считают основателем рационализма, сфера сознания и Я сливается. Г.-В. Лейбниц считал что мы осознаем лишь немногое из того что переживает душа. И. Кант различал эмпирично-индивидуальное и «чистое Я» которое выступает как трансцендентальное Целое апперцепции и как носитель категорического императива. По Й.-Г. Фихте, «Я» – абсолютное творческое начало, которое является фундаментом всего сущего и самого себя как «не Я» (в отрицании своего Я). Г.-В.-Ф. Гегель выходил из принципа исторического развития, рассматривая «Я» в зависимости от ступени развития морального самосознания, духовной зрелости эпохи. По ходу истории, за Гегелем, ширится сфера человеческой о ... Читать дальше »
Категория: Философия | Просмотров: 804 | Добавил: toha | Дата: 17.05.2010 | Комментарии (0)

Эквивалентность – (лат. equivalens – равноценный) – простейшее из бинарных отношений типа равности (тождественности, равнозначности, изоморфизма), это такая связь двух объектов, которая отвечает условиям рефлективности, симметричности, транзитивности. В логике «эквивалентно» – связь двух выражений, обозначающий, что они вместе, или истинные или ошибочные.

Категория: Философия | Просмотров: 735 | Добавил: toha | Дата: 17.05.2010 | Комментарии (0)

Эвристика – (греч. – ищу, в поиске) – термин обозначающий ветвь знаний о творческой деятельности. Походное от восклицания Архимеда – Эврика. Связанный с поиском и открытием новых путей в суждениях, идеях, способах жизнедеятельности человека (сообщества). Понятие «Э.» возникло в Древней Греции, как метод учения, который использовал Сократ. Впоследствии этим термином стали называть науку, которая изучает творческую деятельность, основное ее занятие создание моделей того, как осуществляется процесс поиска нового решения задач.

Категория: Философия | Просмотров: 474 | Добавил: toha | Дата: 17.05.2010 | Комментарии (0)

Эмпиричное и теоретическое – два основных, связанных между собой видов знания (способов познания), качественно отличающиеся, по сути, смыслу и формой отображения объективной реальности. Эмпиричное отображает действительность со стороны ее внешних связей и отношений. Фиксирует внешние проявления процессов и событий, заключая в себе все доступное созерцанию (все, что можно увидеть, услышать, почувствовать и осмыслить). Теоретическое – выходит из эмпиричного, систематизируя накопленный материал, придерживаясь принципа внутренних взаимосвязей, и закономерностей в движении.

Категория: Философия | Просмотров: 461 | Добавил: toha | Дата: 17.05.2010 | Комментарии (0)

Эмпиризм – (греч. – опыт) – теоретическое направление рассматривающее процессы мышления и познания, которое в противовес рационализму считает единственным источником и критерием познания естественный опыт (профессиональное чутье, наитие). А в формах мышления видит сугубо субъективный способ систематизации представлений, в целом недооценивая теоретическую роль в процессе познания. Сторонники идеалистического течения рассматривали «Э.» как внутреннее переживание субъекта, одну из форм чувственного восприятия, интуитивного созерцания поставленной цели (проблемы). Выйти за грань эмпиричного, значит выйти за рамки накопленного опыта, устоявшихся, общепринятых теорий, или же за рамки материального восприятия реальности.

Категория: Философия | Просмотров: 430 | Добавил: toha | Дата: 17.05.2010 | Комментарии (0)

Плюрализм – (лат. pluralis – множественный) – философская концепция идеалистического течения, по которой все существующее слагается с множества самостоятельных, равнозначных субстанций, что не сводятся к единому началу, противоположный монизму. В гносеологии «П.» стоит на позициях агностицизма и иррационализма, отстаивая множественность истины. На этих же позициях находились Г.-В. Лейбниц и Й.-Ф. Гербарт. «П.» распространенный и в современной социологии, в частности присущий концепции множественности социальных факторов имеющих одинаковое значение в жизни сообщества.

Категория: Философия | Просмотров: 535 | Добавил: toha | Дата: 17.05.2010 | Комментарии (0)

Дилемма – (греч. – от и предположение, пропозиция) – 1) Особый вид умозаключения с условными и разделительными основаниями. Различают конструктивную «Д.» – утвердительная форма (modus ponens) и деструктивную «Д.» – отрицательная форма (modus tollens) дилеммы. Каждая из них может быть простой или сложной. В общем сложная конструктивная дилемма имеет форму: «если А, значит В; если С, значит D; - A или С; значит, В или D». 2) В обиходе разделительное суждение с двумя альтернативами. Например, в определительном: «ты (он) мне или друг, или враг».

Категория: Философия | Просмотров: 559 | Добавил: toha | Дата: 17.05.2010 | Комментарии (0)

Факт – (лат. factum – осуществившееся, сделанное) – 1) В обиходе – действительно произошедшее событие, последствие, случай, идея. 2) В методологии и логике – суждение (заключение), которое фиксирует события, происходящие объективно, независимо от сознания. 3) Исторический факт исполняет специфическую функцию, поскольку отображает, скорее всего, субъективное суждение о том или ином факте, произошедшем в истории сообщества, государства, планеты. К примеру: «Иисус бен Пандира (сын Пандиры), Духовный Учитель секты Назареев (мистико-религиозное течение с элементами философского атеизма), в начале 1 ст. развернул широкую антирелигиозную деятельность на территории Палестины, направленную против иудейских первосвященников. Был схвачен местными властями, передан представителю оккупационного правительства, для суда и казнен». Это объективный факт, который подтверждается, по крайней мере, из трех независимых источников – иудейского Талмуда, «Анналов» Тацита и в «Иудейских древностях» Иосифа Флави ... Читать дальше »
Категория: Философия | Просмотров: 996 | Добавил: toha | Дата: 17.05.2010 | Комментарии (0)

Реальность – (лат. realis – действительный, от res - вещь, предмет) – То, что имеет бытие. Диалектический материализм различает объективную и субъективную реальность. Объективная реальность – это материя во всей совокупности конкретных форм ее существования (независимая от осознанных действий). Субъективная реальность – явление сознания (осознанная действительность). В этом значении объективная и субъективная реальность отличны и обоюдно противоположны. Смысл понятия «Р.» материалисты и идеалисты толкуют по разному. Борьба этих двух направлений велась еще вокруг вопроса о первичности или вторичности идеального. Идеалистическое толкование «Р.» берет свое начало от объективного идеализма Платона, который считал идеи первичной реальностью. В средневековой схоластике (номинализм, реализм), представители реализма утверждали что Целое (универсалии) имеет самостоятельное, объективно-реальное существование и предшествует существованию единичных вещей. В германской классической философии такое ... Читать дальше »
Категория: Философия | Просмотров: 482 | Добавил: toha | Дата: 17.05.2010 | Комментарии (0)

« 1 2 3 4 5 6 7 »

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz