Воскресенье, 24.11.2024, 11:09
Мир Вашему Дому Гость | RSS
Orden Hrama T
Главная
Регистрация
Вход
Меню сайта

Категории раздела
Философия [61]
Короткие статьи-описания философской терминологии, общее о философах и философских школах и течениях.
Религия [9]
Короткие статьи-описания, для религиозных культов и вероучителей.

Поиск

Форма входа

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Философия
Бытие – 1) То, что реально существует. Это понятие фиксирует наиболее общее в вещах – их простое наличие. В философии понятием «Б.» обозначают Первооснование, реальное существование, которому не предшествует никакое другое. Материалисты считают что таким «Б.» является природа, материя. С точки зрения идеализма, этим «Б.» является дух, разум, бог. Диалектический материализм в целом не отрицает что сознание, мышление имеют «Б.», но придерживаются мнения что «Б.» сознания, мышления порожденное и обозначенное через «Б.» материи, природы. 2) В гносеологии «Б.» противопоставлено сознанию как объективная реальность, что существует в подсознании (вне сознания) и этим обозначает ее (осознание). Материализм считает объективно реальное «Б.» (материю) независимым от сознания, чувств, опыта, человечества. Идеализм наоборот отождествляет объект познания с чувственным восприятием, «музами», идеями (сущностями) – истолковывает «Б.» как нечто идеальное, зависимое от сознания, порожденное им. Диалектиче ... Читать дальше »
Категория: Философия | Просмотров: 453 | Добавил: Azazel | Дата: 28.08.2010 | Комментарии (0)

Агностицизм – (греч. – непознаваемый) – философское течение отрицающее возможность познания сути вещей и закономерностей развития реальности (действительности). Агностик разрывает сущность (суть) и явление (событие, проявление чего либо), не идет далее ощущений, останавливаясь на полпути, по эту сторону явления, и отказывающийся видеть, что-либо за гранью эмпирического восприятия (чувственных ощущений). Собственно он и руководствуется в диалоге только субъективным мироощущением личностного характера. Термин «А.», впервые использовал Т.-Г. Гексли, хотя сама тенденция ограниченности возможности познания тянется еще со времен древнегреческой философии, в частности это проявляется в скептицизме. Философы идеалисты, в частности Д. Юм утверждал, что приобретенный опыт ознакомляет нас только с ощущениями, поэтому мы не можем знать насколько субъективная оценка, соответствует объективной реальности вокруг нас, но даже и, то существует ли она вообще вне наших ощущений. И. Кант доп ... Читать дальше »
Категория: Философия | Просмотров: 528 | Добавил: Azazel | Дата: 28.08.2010 | Комментарии (0)

Аналогия – (греч. – подобно, похожее) – умозаключение в котором от внешней подобности предметов за одними признаками, делается вывод про возможность их схожести по другим признакам. Аналогично – при умозаключении по аналогии, знания, полученные при рассмотрении предмета (объекта, модели), переносятся на другой, менее доступный для исследования (созерцания, диалога). Аналогия широко использовалась в квантовой физике, с ее помощью выстраивались обширные абстрактные теории-аналогии, – модели призванные лучше понять природу вещей, спрятанную от человеческого зрения. «А.» модель (лат. modus – образец, копия, образ) – предметная, математическая или абстрактная система, имитирующая или отображающая принципы внутренней организации, функционирования, особенностей исследуемого объекта (оригинала). Непосредственное изучение, которого, по разным причинам, невозможно или усложнено. Модель заменяет этот объект, давая общее представление о нем, или же в процессе цел ... Читать дальше »
Категория: Философия | Просмотров: 532 | Добавил: Azazel | Дата: 28.08.2010 | Комментарии (0)

Аллегория – (греч. – иносказательно) – условное изображение абстрактных понятий и представлений в конкретном творческом (художественном, литературном) образе или диалоге. Основным способом изображения «А.», является обобщение человеческих понятий; представления раскрываются в образах и поведении животных, растений, мифологических персонажей, неживых предметах, что обретают переносное значение. Аллегория возникла на почве мифологии, по ширилась в фольклоре, и получила свое развитие в изобразительном искусстве. «А.» характерна для байки, притчи, моралите, но ранее встречалась также и в трактатах философского и религиозного содержания.
Категория: Философия | Просмотров: 545 | Добавил: Azazel | Дата: 28.08.2010 | Комментарии (0)

Фанатизм – (лат. fanaticus – безумный, от fanum – храм, жертвенник, алтарь) – безумная одержимость какими либо идеями, в соединении с нетерпимостью к другим каким либо взглядам. Фанатик – человек, безумно и с нетерпимостью к оппоненту, отстаивающий какую либо идею, иногда, даже ценой своей собственной жизни.

Категория: Философия | Просмотров: 516 | Добавил: toha | Дата: 17.05.2010 | Комментарии (0)

Истина – адекватное отображение в процессе познания объективной реальности; результат Целого доказанного на практике, гносеологического отношения при котором познавательный образ субъекта выступает как верное отображение реально существующего объекта. Диалектический материализм, рассматривает «И.» как выражение взаимосвязи процесса познания с реальностью, совпадение познавательных образов с реальным объектом. Именно практика в материализме является основой и критерием Истины. В идеалистическом течении сама Истина является субъектом или объектом, являясь тем самым субстанцией бытия. Категории абсолютного, относительного, конкретного отображают разные ступени, фазы, аспекты осмысления Целой, объективной Истины в исследовании определенного фрагмента реальности. Истина отображает ту ступень, на которой теоретическое воплощается в практическую деятельность (теория превращается в практику). В итоге, Истина как суждение, отображает реальное состояние вещей, для данного отрезка времени, или на ... Читать дальше »
Категория: Философия | Просмотров: 496 | Добавил: toha | Дата: 17.05.2010 | Комментарии (0)

Обскурантизм – (лат. obscures – темный, затемняющий) – 1) Враждебное отношение к современной науке, просвещению, социальному прогрессу, поддержка и распространение религиозных догм и мифов, в интересах защиты религии. Термин «обскурантизм» возник в 16 ст. в связи с возникновением просветительского движения направленного против средневекового мракобесия. 2) Религиозное мировоззрение, антипод современного научного мировоззрения.

Категория: Философия | Просмотров: 672 | Добавил: toha | Дата: 17.05.2010 | Комментарии (0)

Интеллект – (лат. intellektus – понимание, рассудок, познание) – способность к мышлению, в особенности к его высшим теоретическим уровням, иногда является синонимом понятия абстрактное мышление. В современном мире принята за основную, концепция интеллекта за Ж. Пиаже. Согласно этой концепции «И.» является особенной, наивысшей формой духовного приспособления организма человека, к окружающему миру; – специфической деятельностью, которая являясь производным от внешней предметной деятельности человека, проявляется как совокупность жизненно-важных, активных операций, что скоординированы между собой и образуют необратимые, устойчивые и одновременно подвижные целостные структуры.

Категория: Философия | Просмотров: 491 | Добавил: toha | Дата: 17.05.2010 | Комментарии (0)

Пантеизм – (греч. все и бог) – философское учение, по которому Создатель есть Безличностное Начало, разлитое по всей Природе (энергия «mana»). Он ассоциируется с Природой, являясь тождественным ей, или же с ее субстанцией. Методологическую основу учения, составляло учение об эманации (см.), а так же учение о непосредственном, сверхразумном познании бога. Термин «пантеизм», ввел в обиход Дж. Толанд (1705 г.), хотя само учение существовало в глубокой древности. Его следы прослеживаются в Индии, Китае (даосизм), Греции (концепции Анаксагора). После возникновения мировых религий христианства и ислама, пантеизм стал теоретической основой натурфилософских учений, что противостояли креационизму. Пантеистические идеи проявляются в учении неоплатоников, характерны для ранехристианских ересей, и распространялись в эпоху Возрождения (Николай Кузанский и др.). Корни пантеизма уходят в глубокую древность, они прослеживаются в самой древней религии человечества – анимизме – это вера ... Читать дальше »
Категория: Философия | Просмотров: 553 | Добавил: toha | Дата: 17.05.2010 | Комментарии (0)

Целое и частичное – категории, отображающие отношение между совокупностью предметов или же их сторон, элементов, взаимосвязей – их объединяющих и приводящих к появлению в данной совокупности новых свойств и закономерностей не присущих предметам, сторонам, элементам в их расчленении. Категории «Ц.и ч.» характеризуют общее движение познания, отталкивающегося от нераздельного представления о Целом, и переходящее к анализу, дифференциации Целого на части, стороны и в завершении отображение объекта в мышлении (сознании) в форме конкретного Целого. Тезу о приоритете Целого над частичным, сформулировал еще Платон, но в ее выразительной форме разграничения суммы частей и Целого обосновал Аристотель. «Целое – это образование, где размещение частей, обусловливает (определяет) отличие (различие, переменность)». Метафизический подход к Целому – «нет ничего в Целом, чего бы не было в частичном», и мистико-идеалистический – «Целое больше, нежели сума частей; являясь ... Читать дальше »
Категория: Философия | Просмотров: 647 | Добавил: toha | Дата: 17.05.2010 | Комментарии (0)

« 1 2 3 4 5 6 7 »

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz