Четверг, 19.09.2024, 19:57
Мир Вашему Дому Гость | RSS
Orden Hrama T
Главная
Регистрация
Вход
Меню сайта

Категории раздела
Философия [61]
Короткие статьи-описания философской терминологии, общее о философах и философских школах и течениях.
Религия [9]
Короткие статьи-описания, для религиозных культов и вероучителей.

Поиск

Форма входа

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Философия
Атеизм – (от греч. – нет и бог) – букв. «бога нет». 1) Система взглядов и принципы разъяснения окружающего мира, что исключают существование или вмешательство сверхъестественного (бога) в естественные процессы мироздания, но придерживаются Абсолютного Начала; антипод религиозного мировоззрения. 2) «А.» в философии – отдельное течение в философии, предметом которой есть изучение религии, религиозных и космогонических мифов, а задачей опровержение религиозного мировоззрения, преодоление религиозных предрассудков. Атеизм как религия философии (см. Я) существовал еще с глубокой древности, это нормальное явление, отображающее человека как индивидуума способного к самостоятельному мышлению, принятию решений. А богов как всегда, то возносили до небес, то поносили прямо пропорционально их почитанию, не говоря уже о священниках и жрецах. 3) «А.» коммунистический – радикальное течение в атеизме, отрицающее существование сверхъестественного (бога), в каком бы то ни было его проявлении. Возник на ... Читать дальше »
Категория: Философия | Просмотров: 536 | Добавил: toha | Дата: 17.05.2010 | Комментарии (0)

Апология – речь или письменное сочинение на защиту определенного предмета, личности, теории или учения. Открытая, прямая, откровенная защита, тех или иных положений, понятие, введенное в древнегреческой философии. В дальнейшем апологетами называли всех ярых приверженцев, открыто выступающих на защиту какой либо идеи.
Апологеты – (греч. – защищаюсь). 1) Историческое название ранехристианских писателей (Юстин, Терттулиан, Ориген и др.), которые пытались обосновать, и открыто защищали христианское учение от критиков, в период 2-3 ст. Апологеты заложили фундамент христианской Церкви, но с конца 4 ст. литературу апологетов, постепенно вытесняют полемические сочинения направленные против различных ересей – отдельных течений в христианской религии. 2) в переносном смысле так называют ярых защитников тех или других идеологических течений, систем, теорий или учений.

Категория: Философия | Просмотров: 569 | Добавил: toha | Дата: 17.05.2010 | Комментарии (0)

Анархия – (греч. – безвластие) – полит. течение, то отрицает государство (сообщество как государственное образование), в частном, и в целом какую либо власть. «А.» течение сложилось на протяжении 40-60 гг. 19 ст. Идеологами «А.» в разное время были М. Штирнер, М.О. Бакунин, П.О. Кропоткин, Н. Махно. Термин «А.» ввел в обиход один из его ярких идеологов П.-Ж. Прудон. «А.» рассматривает государство исключительно как орган насилия, источник социального зла – экономической (социальной, общественной) неравности, эксплуатации человека человеком и пр. Выступает против какой либо социальной дисциплины, структурной (государственной) полит. организации (руководящего, законодательного аппарата). Исповедует неограниченную свободу отдельной личности (индивидуума), является ярким проявлением индивидуализма.

Категория: Философия | Просмотров: 652 | Добавил: toha | Дата: 17.05.2010 | Комментарии (0)

Аналогия – (греч. – подобно, похожее) – умозаключение в котором от внешней подобности предметов за одними признаками, делается вывод про возможность их схожести по другим признакам. Аналогично – при умозаключении по аналогии, знания, полученные при рассмотрении предмета (объекта, модели), переносятся на другой, менее доступный для исследования (созерцания, диалога). Аналогия широко использовалась в квантовой физике, с ее помощью выстраивались обширные абстрактные теории-аналогии, – модели призванные лучше понять природу вещей, спрятанную от человеческого зрения. «А.» модель (лат. modus – образец, копия, образ) – предметная, математическая или абстрактная система, имитирующая или отображающая принципы внутренней организации, функционирования, особенностей исследуемого объекта (оригинала). Непосредственное изучение, которого, по разным причинам, невозможно или усложнено. Модель заменяет этот объект, давая общее представление о нем, или же в процессе целевого изучения оригинала, для получ ... Читать дальше »
Категория: Философия | Просмотров: 486 | Добавил: toha | Дата: 17.05.2010 | Комментарии (0)

Ассоциация – (лат. associatio – взаимосвязь) – связь, возникающая в процессе мышления, между элементами психики, в результате которой появление одного элемента, в определенных условиях, вызывает образ другого, связанного с ним; субъективный образ объективной связи между элементами, предметами или явлениями. Идеи о взаимосвязи предметов в воображении, развились еще в античной философии (Аристотель, Платон), но сам термин «ассоциация», был введен в 1698 г. Дж. Локком. Для обозначения взаимосвязи между представлениями, вызванными случайным стечением обстоятельств. Физиологической основой «А.», является кратковременная нервная связь, а фундамент этого психологического явления, покоится на условных рефлексах. В основе «А.» , лежит кратковременная, условная, генерация психических связей, отвечающих за предметное сходство (см. Аналогия). Основа мыслительного процесса сводится к операции «анализа-синтеза», условных взаимосвязей. К примеру, мы видим предмет, подсознание его анализирует, а вообр ... Читать дальше »
Категория: Философия | Просмотров: 555 | Добавил: toha | Дата: 17.05.2010 | Комментарии (0)

Абсурда Философия – философское учение. Основатель учения А. Камю утверждал, что жизнь абсурдна по своей сути, и любые ее попытки рационально осмыслить порождают в итоге вопрос о самоубийстве. По замыслу А. Камю следует жить по принципу «нет завтрашнего дня», он анализирует «критические ситуации», в жизни человека и в целом сообщества, формируя «постоянную ситуацию человека в окружающем мире». К примеру, человек живущий «сегодняшним днем», как правило, не задумывается над тем, что с ним произойдет завтра. Человек живущий «завтрашним днем», как правило, анализирует все события, происходящие с ним, и на основе этих событий пытается сформулировать «завтрашний день», он живет постоянной размеренной жизнью, иногда ради какой-то «идеи фикс». Но однажды, какая, ни будь функция (критическая функция, через обстоятельство, или же в сложившейся ситуации) в этих расчетах, выпадает, или, же теряется, и тогда человек пытается переосмыслить свое будущее без нее, в противном случае, когда он не в сост ... Читать дальше »
Категория: Философия | Просмотров: 519 | Добавил: toha | Дата: 17.05.2010 | Комментарии (0)

Абсурд – (лат. absurdus – бред, чушь) – в повседневном обиходе бессмыслица, небылица. В математике и логике, обозначает, что какой-то элемент не имеет ни какого смысла в рамках данной теории или системы, принципиально несовместимый с ней. Хотя элемент, который является абсурдом в данной системе, может иметь смысл в другой. В философском течении абсолютизма, играет заметную роль как инструмент познания Разума. Известны некоторые поздние течения, как например философия Абсурда.

Категория: Философия | Просмотров: 555 | Добавил: toha | Дата: 17.05.2010 | Комментарии (0)

Абстрактно и конкретно – (лат. Abstractio – растягивать, уменьшать; concretio – возрастание) – категории диалектической логики, где отображается диалектика дифференциации и целостности. В системном функционировании и развитии реальных явлений, отображает процесс их познания. Конкретное – реально существующий объект, отдельный предмет, или совокупность предметов. Целостное образование, отображающее внутреннюю суть Целого, объединяющее все его стороны, связи и взаимоотношения; единое Целое во всех его проявлениях, – частичных и особенных. Абстрактное – действительность вне сиюминутной реальности, или реального восприятия вещей. Абстрактное не является чем-то существующим рядом с конкретным, или же за ним, но оно может вытекать из него, или же быть одной из его сторон. Но являясь одной из сторон конкретного, оно находится в изоляции, относительной самостоятельности, оторванности от конкретного – его односторонним проявлением. Поэтому абстрактное это не только отдельное, оторванное от Цело ... Читать дальше »
Категория: Философия | Просмотров: 598 | Добавил: toha | Дата: 17.05.2010 | Комментарии (0)

Абстракция – момент познания (проблеск, путь Разума). Вытекает из процесса осмысления, одного из его моментов абстрагирования Целого, дифференциации отдельных его сторон, присущих свойств, в самостоятельные объекты, в отношении определенных предметов познания. Абстракция есть процесс мысленной изоляции, хирургического вмешательства в Целое, отделение частного предмета, отношения, свойства из совокупности предметов, свойств и отношений. Абстракция разрывает, расчленяет, омертвляет, огрубляет или сводит к примитиву при этом, формируя целостную, схематизированную (двухмерную) реальность, в отдельно взятой «А.», субъект которой отличается от реального (трехмерного) Целого. Абстракция как результат процесса абстрагирования – понятий (истина, гипотеза, теория), категорий (качество, количество), является проникновением человеческой мысли вглубь предмета, – от явления до сути. Являясь способом перехода обработанных наблюдений, от общих представлений в понятия, она таким способом обеспечивает и ... Читать дальше »
Категория: Философия | Просмотров: 534 | Добавил: toha | Дата: 17.05.2010 | Комментарии (0)

Абсолютное и относительное – философские категории. Абсолютное – обозначенное собой, что существует через себя, или существующее само по себе и не имеющее внешней причины своей необходимости (вне логики), абсолютно независимое и самодостаточное. Абсолютное – раскрывается только в себе самом, в своих обозначениях, различая себя в своих, только ему присущих свойствах, проявляясь самим собой во всех отношениях. Относительное – опосредствованное, вытекающее из другого, обозначенное посредством другого, существующее во взаимосвязи, следовательно, зависимое, и не самостоятельное. Категория «относительно», отображает моменты объективной реальности и ее познания, во взаимосвязи с другими ее моментами. Любой предмет представляет собой органическое соединение «А. и О.», в разных соотношениях и под разными углами зрения, он выступает то абсолютным то относительным. Не существует предметов, которые были бы полностью самостоятельными, или независимыми во всех отношениях от других. Не существует пре ... Читать дальше »
Категория: Философия | Просмотров: 523 | Добавил: toha | Дата: 17.05.2010 | Комментарии (0)

« 1 2 ... 4 5 6 7 »

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz