Реализм – (лат. realis – действительный) – в философии 1) Реализм средневековый – объективно- идеалистическое направление в средневековой схоластике, который в противовес номинализму считал, что общие понятия (универсалии), не есть отображение предметов и явлений материального мира в сознании человека, а являются реальными духовными сущностями – субстанцией вещей (предметов). Теоретическим основанием «Р. С.» была объективно-идеалистическая философия Платона, а позднее идеалистически истолкованное учение Аристотеля о форме как о сути бытия. «Р.С.» возник и распространился в Зап. Европе в 11-13 ст. его известные адепты Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский. Имел направления – крайнее и умеренное. Представители первого утверждали, что универсалии существовали до возникновения вещей, как их прообразы, и в вещах проявляют только свои свойства. Апологеты второго направления утверждали, что универсалии являются идеальной формой выражения самых вещей, и неотделимы от них. Возможно, что за пр
... Читать дальше »
Рационализм – (лат. rationalis – разумный, от ratio – разум) – 1) В общих понятиях – философское течение, противостоящее мистике, теологии, иррационализму. Убеждение в способности человеческого разума, самостоятельно познать законы развития природы и общества. 2) Познавательно теоретическое направление, которое в противовес эмпиризму, считает единым источником и критерием познания – разум (теоретическое мышление). Рационализм отрывает разум от естественного опыта, чувственного восприятия и абсолютизирует понятие, мышление. Согласно «Р.» положения в науке должны быть согласованы ми с принципами разума. Сторонники направления, считают что «истина разума», отличается от неполноценных эмпиричных обобщений, которые не могут дать настоящих знаний. Признаком истинного знания рационалисты считали его четкость, ясность, интуитивно осмысленную самоочевидность, что исключает всякие сомнения. Самоочевидность объясняли прирожденностью знаний (см. Прирожденные идеи), их априорностью (см. Априори и а
... Читать дальше »
Вероятность – 1) понятие, что характеризует количественную сторону возможности, обусловливает ее объективную ступень, а значит способность стать действительностью. Понятие «вероятность» раскрывает насколько детерминировано данное явление; насколько необходима данная возможность. Вероятность возможности, которая ничем ни детерминирована и равняется нулю, является невозможностью. Возможность, что имеет полный набор факторов обусловливающих ее, превращается в действительность. Математическое понятие «В.», разрабатывается в теории вероятности, которая изучает закономерность массовых явлений, что имеют случайный характер, орудует категориями материалистической диалектики: возможность-действительность, необходимость-случайность. 2) В обиходе, суждение о «В.» какого либо события или явления, обозначается информацией, что есть в распоряжении субъекта, а также его интеллектуальными и психологическими качествами со склонностью верить или не верить в возможность данного события (явления).
Адепт – (лат. adeptus – тот, кто достиг) – 1)Посвященный в тайну учения, какого-либо тайного сообщества – секты, ордена. 2) Ярый последователь, приверженец какой-либо идеи или учения.
Циник – (греч. – киник, лат. cynici) – киническая школа основанная в 4 ст. до н. э. Антисфеном, название происходит от города Киносарг, где Антисфен проводил занятия с учениками. В противовес объективно-идеалистическому учению Сократа и Платона, циники отвергали объективное существование общих понятий, отбрасывая платоновский мир идей, считая, что реально существуют только конкретные, воспринимаемые чувствами, вещи. Особое внимание циники уделяли проблемам этики. Этические взгляды базировались на идее автаркии – само изолированности человека от общественной жизни, в неподчинении каким либо законам или общественным нормам (см. Анархия). В этом они доходили до крайности, считая, что нужно отказаться от всех плодов и приобретений цивилизации, сбросить ее скорлупу и вернуться к природному состоянию. Циники оказали значительное влияние на развитие этических учений в Древней Греции и средневековой философии. В дальнейшем «циник» как и его производное «цинизм», стало нарицательным, обозначающ
... Читать дальше »
Иллюзия – (лат. illusio – обман, ошибка) – 1) Искривленное сознанием восприятие реальной действительности. От иллюзии следует отличать галлюцинацию, при которой, как правило, реального внешнего объекта не существует. Агностицизм использует иллюзию, как аргумент для довода неадекватности человеческих восприятий объективной реальности. Диалектический материализм рассматривает иллюзию, как отображение реальности, ошибочность восприятия которой имеет свои гносеологические, психологические или социальные причины. 2) В обиходе – необоснованная надежда, несбывшаяся (недосягаемая) мечта. В целом иллюзия формируется через призму субъективных взглядов (религиозных, идейных и пр.) человека, или же под влиянием окружающего его фактора иллюзий (религии, идеи и пр.).
Метафизика – (греч. – за, после и природа) – 1) Антидиалектический способ мышления, методы познания, который рассматривает предметы и явления вне их внутренних связей (см. Абстракция), оторвано одно от другого в их застывшем, неизменном виде. 2) Термин «метафизика», берет свое начало от названия философских трактатов Аристотеля, которые при систематизации его ученик Андроник Родосский, поместил после трудов с физики – «после физики». Термин «М.» употребляли для обозначения философских трудов «о начале всего сущего», о боге, душе, сущностях и т. д. и в дальнейшем для обозначения философии, в общем. В современное время под метафизикой подразумевают философские труды о сверхъестественном, недоступном прямому анализу «началах», которые лежат за гранью реальности, материального восприятия реальности. Метафизика пытается развязать философскими методами, проблемы, выходящие за грань эмпиричного, при этом создавая эвристические модели которые невозможно проверить экспериментально или математич
... Читать дальше »
Гностицизм – (греч. – познаю, тот, кто познает) – философское, религиозно-мистическое течение, развивавшее различные учения, в основе космологического характера, гностики проповедовали веру в высшее мистическое знание (гносис). Известны некоторые дохристианские (в частности Орден Гермеса Трисмегиста) и ранехристианские течения. В целом гностиками называли всех, кто не удовлетворялся просто слепой верой, а пытался расширить ее границы, придать ей глубину и стройную систему. В общем, течение гностиков пыталось сформулировать картину мироздания, исходя из материального мира, опираясь при этом на древние знания Востока (Индия, Иран) и Запада (Египет, Европа), используя также разнообразные трактаты античной философии. Мировоззрение гностиков оказало огромное влияние на формирование ранехристианской религии, но впоследствии было отброшено христианской Церковью как еретическое, а их труды были уничтожены.
Апокалипсис – (греч. – открытие, откровение) – «Откровение Иоанна Богослова» или Иоанна Патмоского ( с острова Патмос). Последняя книга Нового Завета, и одна из самых первых в ранехристианской литературе, написанная ок. 69 г. Является одним из самых древних сочинений христианской канонической литературы. Данное сочинение относится к разряду апокрифов, как в прямом, так и переносном смысле. «А.» написанный в духе астрологической каббалы, под влиянием более древних пророческих текстов из Септуагинте, явно имеет пророческий характер. Поэтому его скрытый смысл понятен только последователям данного тайного учения. Также непонятно почему он включен в догмат, ведь даже за километр видно, что он написан гностиком, находящимся под влиянием пантеистических идей, что видно хотя бы с данной строки: «Храма (Церкви) я не видел в нем; ибо Господь Бог Вседержитель (Создатель) – храм его, и Агнец». В ранехристианской литературе Агнец, это Иисус Христос, олицетворяю
... Читать дальше »
Апокрифы – (греч. – тайный, спрятанный) – 1) Трактаты религиозного и космогонического характера ранехристианской литературы, которые не были включены Церковью в канон. До апокрифов отнесли такие уцелевшие книги как: Евангелие Никодима, Первоевангелие Иакова-еврея, Книга Иосифа-плотника, апокрифические «Деяния», Пастырь Гермы, «Учение 12 апостолов (Дидахе)», «Хождения Богородицы по муках» и прочее. В некоторых трактатах отображена борьба различных течений в раннем христианстве. Все они отличались от канонического сюжета, и толковали его по-другому, нежели позднее официальное церковное учение. 2) В дохристианской литературе так назывались трактаты различного характера (пророческого, космологического и пр.), со спрятанным, иносказательным смыслом, понятным лишь посвященным в данное тайное учение.